Статья

Немецкие парковки: позавчерашние стандарты и послезавтрашние цены

Читать на сайте 1prime.ru

Общегерманский автомобильный клуб (ADAC) опубликовал результаты проверки платных многоэтажных паркингов. Каждый четвертый - провалился…

Parkhaus - многоэтажный гараж-парковка. У большинства немецких водителей это слово вряд ли может вызвать исключительно положительные эмоции. Причем не только из-за "кусающихся" тарифов. Перченые цены (gepfefferte Preise, как мягко выражаются в таких случаях в Германии, а если грубо- Abzocke, то есть "наглая обираловка") конечно, блекнут на фоне нынешней космической стоимости горючего, но это не повод для их оправдания.

Без платных гаражей автомобилистам при всем желании обойтись трудно. Например, если требуется запарковать машину в центре какого-нибудь более или менее крупного города без риска нарваться на штраф или принудительную эвакуацию, а также около торговых или концертно-спортивных комплексов - словом, в любом бойком месте, куда стремится попасть индивидуально моторизированная общественность.

ИСТОРИЯ И БИЗНЕС

Первые многоэтажные автостоянки появились в немецких городах еще в 1920-х годах в Эссене, Мангейме, Штутгарте, Лейпциге - процветавших промышленных центрах. Однако настоящий бум их строительства пришелся на годы послевоенного экономического чуда в Западной Германии, а также на последующий период устойчивого бюргерского благоденствия.

Ввиду непрерывного роста частного автомобильного парка в Германии в последнее время этот бизнес вновь оказался в центре особого внимания инвесторов, что влечет за собой не только возведение новых гаражей, но и модернизацию старых - там, где это допускают проектные и статические предпосылки, однако в целом ситуация оставляет желать лучшего.

Ежегодная выручка коммерческих компаний, управляющих в Германии частными Off-Street-паркингами общей мощностью в 2,6 миллиона мест, оценивается в 1,7 миллиарда евро. Самый лакомый кусок пирога - стоянки в аэропортах. Они составляют всего 10 процентов мест, но приносят около четверти оборота. Общее количество обычных платных парковок на улицах (On-Street), сборы за пользование которыми поступают в местные бюджеты, по всей Германии оценивается в 1,1 миллиона мест. Страдающие от финансовых проблем муниципалитеты целенаправленно увеличивают их число, что непременно вызывает нарекания населения, но кассовые автоматы, как говорится, и ныне там...

Средняя стоимость одного часа парковки в гаражах, по данным отраслевого объединения Bundesverband Parken, в 2010 году составила в Германии 1,47 евро - без учета тарифов в аэропортах. В некоторых особенно загруженных паркингах Мюнхена, Франкфурта-на-Майне или Гамбурга она может достигать четырех евро, а в небольших городах - составлять менее 50 центов за час. Причем в последних первый час может оказаться вообще бесплатным, что является эффективным инструментом коммунального маркетинга для привлечения покупателей на торговые улицы в деловую часть города. А тамошним магазинам нелегко бороться с гигантскими коммерческими комплексами, строящимися на окраинах, что называется, в чистом поле.

ПРИ ВСЕМ БОГАТСТВЕ ВЫБОРА…

Спрос на парковочные места устойчив или превышает предложение, что гарантирует стабильные обороты даже при плохом сервисе. Неудобные въезды и выезды, узкие повороты и низкие потолки, недостаточная по современным меркам ширина парковочных мест, плохая освещенность… Позавчерашние стандарты в сочетании с послезавтрашними ценами в этой сфере - проблема в Германии распространенная.

Постановка машины на стоянку нередко превращается в настоящую езду с препятствиями за свой счет и с вполне предсказуемыми последствиями, о чем вопиюще свидетельствуют разноцветные следы автомобильного лака на стенах, колоннах и углах паркингов. Именно по этим и другим причинам Общегерманский автомобильный клуб (ADAC) несколько лет назад включил проверку городских публичных надземных и подземных многоуровневых паркингов в число своих регулярных тестов в области транспорта и мобильности. В ноябре ADAC опубликовал результаты третьего исследования Parkhaus-Test 2012. На этот раз его эксперты выбрали десять городов - по четыре паркинга в каждом.

Из 40 проверенных многоэтажных гаражей каждый четвертый получил общую оценку "неудовлетворительно" или "очень плохо", то есть провалился. Столько же удостоилось "хороших" отметок, но в этой группе большую часть составили паркинги, построенные после 2000 года, то есть проектировавшиеся с учетом современных требований.

В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ?

Одна из наиболее распространенных проблем - габариты парковочных мест. Согласно действующим инструкциям, в новых гаражах ширина должна составлять минимум 2,3 метра, но даже эта норма уже устарела, а на практике встречаются куда более тесные условия. Эксперты ADAC требуют увеличить ее до двух с половиной метров.

Стандартный пример - VW Golf. C 1974 года эта не самая большая модель среднего класса стала шире на 20 сантиметров - 1,80 метра без учета боковых зеркал. Такие же проблемы существуют с высотой потолков. В ходе исследования эксперты ADAC выяснили, что на въездах высота потолка многих паркингов не превышает 190 сантиметров, что, по их мнению, тоже явно недостаточно.

МЕСТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

С особенным сложностями в тесных паркингах сталкиваются инвалиды, которым требуется дополнительное пространство, чтобы пересесть из машины в кресло-коляску. Для них выделены особые места. Но минимальная ширина парковочных мест для людей с ограниченными возможностями передвижения должна составлять три метра. Кроме того, паркинги необходимо оборудовать подъемными рампами для колясок, автоматическими дверьми, лифтами, а также кассовыми автоматами, приспособленными для этой группы клиентов. Больше пространства требуется и родителям с маленькими детьми, например чтобы вынуть из салона детское кресло.

Среди других общих нареканий эксперты отметили плохое освещение, стертую маркировку и отсутствие выделенных дорожек для пешеходов, то есть тех, кто покидает гараж или возвращается к машинам.

Отдельная тема - личная безопасность. Хотя тяжкие преступления в гаражах составляли и составляют лишь ничтожную долю в общей криминальной статистике, субъективный страх остается актуальной проблемой даже в местах, оборудованных видеокамерами. Видимое присутствие дежурного персонала существенно снижает психологический дискомфорт, как и кнопки прямого вызова помощи, а также отсутствие темных углов.

Самый лучший паркинг, по итогам исследования 2012 года Luisenplatz/Sanssouci, находится в столице Бранденбурга Потсдаме. Самый худший многоэтажный гараж - в Мангейме (N6). Наибольший вес в общей оценке имели критерии безопасности (40%). Далее - удобство для проезда (30%), общее удобство для пользователей (20%) и тарифы (10%).

Максим Нелюбин, "Deutsche Welle", Германия

Обсудить
Рекомендуем