"Весь объем денег, выделяемых на кинематографию, разделен пока достаточно условно", - подчеркнул Молчанов.
Конкретные суммы будут дополнительно прописаны в соответствующих документах.
Три миллиарда, выделяемые Фонду кино, будут поделены на две неравные части.
Примерно две трети средств продолжат выделяться на безвозвратной основе посредством финансирования производства фильмов компаний-мейджоров, коммерческих проектов других организацией кинематографии и субсидирования процентных ставок по кредитам, которые производители фильмов будут сами брать в коммерческих банках.
Молчанов подчеркнул, что список проектов, финансируемых на безвозвратной основе, будет утверждаться попечительским советом Фонда кино по согласованию с Минкультуры.
Как пояснил заместитель министра культуры Иван Демидов, проекты, претендующие на выделение субсидий, будут так же, как и сейчас, рассматриваться сначала экспертным советом Фонда, затем отправляться в Минкультуры, а уже потом – на утверждение попечительского совета.
Не исключено, что рассматриваться они будут и на предмет тематики фильмов, о которой уже не раз говорили представители министерства.
"Темы будут предлагаться фонду, но не ставиться в обязательные условия. Это не обязательно должны быть политические темы. В Минкультуры собрали сейчас темы со всех социологических служб. Мы все запросили, что волнует россиян сейчас. Экономика, межнациональные отношения. В литературной обработке мы обобщим эти темы", - пояснил Демидов.
Оставшиеся средства – примерно 1 миллиард рублей – будут выделяться на возвратной основе. Производители смогут выбрать одну из трех форм возврата: полный возврат полученных средств, возврат с прибыли от проката фильмов пропорционально доле участия в финансировании проекта Фондом кино или запросить 50-100-процентное финансирование проката картин (печать копий, реклама, продвижение фильма и т.п.) Кинематографистам будет разрешено в первую очередь возвращать деньги частным инвесторам (по закону госфинансирование проектов не может превышать 70 процентов от бюджета картины), а только во вторую очередь – Фонду кино.
"Фонд сможет те деньги, которые возвращаются, аккумулировать у себя и рефинансировать в отрасль", - отметил Молчанов.
При этом он подчеркнул, что задачи заработать деньги на отрасли нет.
"Фонд остается некоммерческой организацией. О прибыли речь не идет. Речь идет об увеличение доли российского кино в прокате. Граждане РФ имеют право смотреть столько российского кино, сколько хотят. Доля должна расти. Сейчас она не велика, но у нашего кино есть потенциал к росту. Эти правила – не догма. Если мы поймем, что эти механизмы не очень эффективные, то и они будут меняться", - сказал Молчанов.
По словам замминистра культуры Ивана Демидова, ведомство будет настаивать на появлении совета прокатчиков для того, чтобы оценить коммерческий потенциал того или иного проекта.
"Вводить на все идеологические экспертные советы, смысла нет. В пределе они должны оценивать только перспективность у зрителя этого проекта. Любая продюсерская фирма может обратиться в фонд, принеся популярный, как она считает, проект. Есть место для одиночек. На все могут претендовать как лидеры, так и одиночки", - подчеркнул Демидов.
Минкультуры продолжит выделять деньги в виде субсидий на безвозвратной основе, как это и происходит сейчас. Также в ведении ведомства останется финансирование фестивалей, конкурсов и смотров.
"Плюс Минкультуры берет на себя субсидирование всех фильмов, соответствующих стратегическим задачам государства", - добавил Молчанов.
За Минкультуры останется также и международная деятельность по производству и продвижению картин.
"Международная деятельность на бюджетные деньги будет осуществляться Минкультуры. У фонда остается право поддерживать проекты, исходя из главной задачи фонда. Если Фонд совместно с лидером находит замечательную копродукцию и готовит совместный фильм, то хорошо. Авторские фильмы – это все в Минкультуры", - подчеркнул Демидов.
Организация представления российского кино на крупных международных фестивалях, которая в последний год проводилась как международным департаментом Фонда, так и компанией "Роскино" (бывший "Совэкспортфильм"), будет проходить посредством проведения министерством конкурса на получение субсидий.
Для продюсеров также будет снят запрет на получение на один проект денег и в Минкультуры, и в Фонде кино. Однако безвозвратные деньги продюсеры смогут получить только в одной институции. Кроме того, в соглашении между Фондом кино и Минкультуры будет прописана невозможность перераспределение средств возвратной и невозвратной частей Фонда. Иными словами, будут прописаны конкретные суммы, которые будут выделяться исключительно по механизму возвратности. И если кинематографисты не захотят взять возвратные деньги, их не будут перераспределять в дотационную часть бюджета.
Молчанов подчеркнул, что вопросов у кинематографистов, в числе которых участники рабочего совещания продюсеры Леонид Верещагин, Анатолий Максимов, Тимур Бекмамбетов, Роман Борисевич, Ренат Давлетьяров, Сергей Сельянов, Рафаэль Акопов и режиссеры Андрей Прошкин, и Федор Бондарчук, не осталось.
"Этот вариант для всех оказался достаточно комфортным", - заключил чиновник.
Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии был создан в конце 2009 года. Тогда предполагалось, что Фонд, в отличие от дотационных выплат Минкультуры, будет вкладывать деньги только в коммерчески успешные проекты, получая при этом процент от кассовых сборов. Таким образом он должен был продвигать отечественное кино на внутреннем рынке, повышая тем самым долю российских фильмов в прокате до 17% и долю фильмов компаний-мэйджоров до 13%. Однако впоследствии Фонд кино фактически стал главным распределителем бюджетных средств на поддержку отечественной кинематографии. Так, в 2012 году Фонд распределял сумму в 3,8 миллиарда рублей, в то время как в распоряжении Минкультуры осталось чуть больше миллиарда. При этом доля российского кино не повысилась. По прогнозу исследовательской компании Romir Movie Research, доля фильмов компаний-лидеров в общем объеме кассовых сборов за 2012 год не превысит 7,5%, а общая доля отечественных картин приблизится к отметке в 13,8%.