Интервью

Для угольщиков 2013 год будет одним из самых сложных

Читать на сайте 1prime.ru

Вопрос: Игорь Юрьевич, как "Кузбасская топливная компания" заканчивает непростой для угольщиков 2012 год?

Ответ: Да, текущий год достаточно сложный, потому что на уголь цены мирового рынка серьезно просели по отношению к 2011 году. Вы знаете, что порядка 70% продукции мы отгружаем на экспорт. Тем не менее мы оптимизировали внутренние затраты, и ожидаем по этому году показатель EBITDA порядка 3 миллиардов рублей.

С учетом снижения цен на 30% мы провели оптимизацию затрат и будем продолжать работать в этом направлении, что позволит нам финансировать дальнейшие проекты.

Вопрос: Какие рассматриваете дополнительные источники финансирования, операций на рынке ценных бумаг не планируете?

Ответ: Что касается основных акционеров, то лично я продажу своего пакета не планирую, мой партнер (председатель совета директоров Вадим Данилов – ред.) тоже. Хотим остаться примерно в этих пакетах.

Вопрос: Откуда возможны новые заимствования?

Ответ: Мы ведем переговоры с одним из крупнейших европейских банков о привлечении кредитов на рефинансирование, чтобы расчет по общей кредитной задолженности компании составлял пять-семь лет. Кредит будет оформлен под залог новой фабрики "Каскад-2", которая имеет инновационную технологию и максимально экологически чистое производство.

Вопрос: Какие векторы развития у КТК в 2013 году?

Ответ: Основная задача компании – в течение двух лет максимально рассчитаться с ранее взятыми банковскими кредитами. Будем продолжать сокращать внутренние издержки, добиваться более высокого качества продукции.

Что касается развития компании, то в следующем году в планах добыть 10,1 миллиона тонн угля (прогноз на 2012 – 8,7 миллиона тонн – ред.). С декабря этого года мы запускаем вторую обогатительную фабрику "Каскад-2" мощностью 4 миллиона тонн, и часть добычи 2013 года пойдет для переработки на эту фабрику. Поэтому объем товарной продукции в следующем году останется примерно на уровне этого года - 8,7 миллиона тонн. Но сама продукция будет другого качества. За счет этого компания оптимизирует затраты.

Задача теперь не просто добывать, а делать более качественный уголь, чтобы в такой ситуации, которая сегодня происходит на рынке, увереннее держаться на нем, предлагая товар с высокой добавленной стоимостью.

Вопрос: Чем новая фабрика отличается от уже действующих?

Ответ: Фабрика "Каскад-2", которую мы сегодня достраиваем, имеет экологические ноу-хау. Вода на ней будет работать по замкнутому циклу. Вместо угольных складов будут бункеры, соответственно, не будет пыления, и так далее.

Это будет единственная в России фабрика, на которой будут совмещены две технологии обогащения: круто-наклонных сепараторов и тяжелосредного обогащения (обогащение в тяжелосредных сепараторах). На начальной стадии сепараторы снижают зольность угля с 50 до 12 процентов. Затем, на этапе тяжелосредного обогащения зольность уменьшается до 4,5 процентов. Как правило, в России используют либо только круто-наклонные сепараторы, либо тяжелосредные.

Наша технология наиболее оптимальна для предприятия, потому что породные прослойки наших разрезов на глинистой основе, и обогащать в тяжелой среде зольность до 50 процентов – это дорого и достаточно сложно. Поэтому на первой стадии обогащения мы будем отмывать эту глину, а на второй - использовать технологию обогащения в тяжелосредных сепараторах.

Вопрос: На какой стадии строительство третьей фабрики?

Ответ: По третьей фабрике ведется проектирование. Думаю, что в следующем году мы его закончим. Когда будем приступать к ее строительству - покажет конъюнктура рынка.

С будущим вводом третьей фабрики рассчитываем выйти на 100-процентное обогащение угля.

Вопрос: Кроме экологически чистой фабрики "Каскад-2", какие еще у вас есть экологические проекты в регионе?

Ответ: На разрезе "Виноградовский" мы имеем станцию очистных сооружений, дающую на выходе воду питьевого качества. Многоступенчатая технология очистки не имеет аналогов в Кузбассе. Такие же станции будем строить на двух оставшихся предприятиях.

Кроме этого, мы подписали договор с учеными на экологический мониторинг Караканского хребта, который расположен вдоль двух наших разрезов. Хребет объявлен заповедником. К нам обратились с просьбой - под заповедник предоставить земли, отведенные нам, и предназначенные для организации отвалов. Мы пересмотрели план горных работ и отдали редкие по своей флоре и фауне земли под заповедник.

Также мы подписали 10-летний договор с экологами на мониторинг внешней среды, то есть влияния наших разрезов, на заказник. В течение этого времени компания перечислит ученым 20 миллионов рублей. Их исследования будут включены в рекомендации по дальнейшей рекультивации наших предприятий.

Мы считаем, что необходимо делать такие мониторинги, чтобы потом экологически правильно оформлять будущие отвалы, выработки, и тем самым сводить к минимуму вред окружающей природе.

Вопрос: КТК изучает несколько инновационных проектов использования угля и его отходов?

Ответ: Мы изучаем технологии брикетирования угля, который может продаваться уже как сортовой. На сегодня это производство получается слишком дорогостоящим. Но мы от идеи не отказываемся, продолжаем изучать готовые технологии, мировой опыт по брикетированию угля.

Вопрос: Каким Вы видите следующий год?

Ответ: Год 2013 для угольщиков будет одним из самых сложных. Цены на уголь ожидаем примерно на уровне кризисного 2009 года. Но в 2009-м не было такого высокого железнодорожного тарифа.

Вы знаете, что с первого ноября прошла унификация тарифа - это для нас дополнительная оплата за порожний пробег. Плюс с первого января 2013 года планируется увеличение железнодорожных тарифов на 7%. Это серьезный удар по экономике всех угледобывающих компаний.

Железной дороге необходимы инвестиции, этого никто не отрицает. Но то, что при таком железнодорожном тарифе угольщики начнут терять экспортные рынки - это тоже однозначно. Компании, у которых нет запасов прочности по себестоимости, либо обанкротятся, либо прекратят экспортные поставки. А внутри России дополнительного рынка нет.

Поэтому очень хотелось бы, чтобы железная дорога тоже прислушалась к мнению угольных компаний. Губернатор Аман Тулеев в июле говорил президенту России, что экспорт становится убыточным. Эта же тема обсуждалась на совещании с участием премьер-министра РФ в Ленинске-Кузнецком. Желательно, чтобы железная дорога работала "в рынке": если цены падают, то было бы снижение тарифов, если поднимаются – тарифы бы росли. Соблюдался бы определенный баланс интересов.

Вопрос: Может ли поменяться сбытовая политика компании?

Ответ: При годовой добыче в 6,4 миллиона тонн у нас 50% поставлялось на экспорт, 50% - на внутренний рынок. Потом, с увеличением добычи мы стали больше отправлять на зарубежные рынки. Но при перевесе экспорта компания стала более зависима от конъюнктуры рынка. Поэтому мы сейчас дополнительно приобретаем угольные склады в Западно-Сибирском регионе, чтобы выровнять эту диспропорцию, чтобы 50% собственного угля поставлять опять на внутренний рынок.

Вопрос: Какие новые экспортные рынки осваиваете?

Ответ: КТК очень давно работает на польском рынке. Объем экспортных продаж в 2011 году вырос до 6,5 миллиона тонн, из них 3,5 миллионов приходится на Польшу. В основном поставляем компаниям жилищно-коммунального хозяйства. Также налаживаем контакты с польской энергетикой, уже поставляем туда небольшие партии угля.

Конечно, мы планируем выходить на рынки других стран Европы. Там необходима более высокая калорийность угля. Построив новые обогатительные фабрики и получая уголь более высокого качества, мы начнем тестовые поставки в Западную и Восточную Европу.

Кроме этого, на протяжении последних двух лет компания поставляет порядка 3,5 миллионов тонн на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это и Япония, и Корея, и Китай. Отмечу, что Япония - наиболее специфический рынок, достаточно сложно на него попасть, там очень тщательно следят за качеством, за своевременностью поставок, за многими параметрами, на которые на других рынках не обращают внимание.

В первом квартале 2013 года в тестовом порядке продолжим поставки на рынки АТР. Я думаю, для выхода на долгосрочные контракты на таких рынках, как Япония, понадобится еще какое-то время.

СПРАВКА:

 

ОАО "Кузбасская топливная компания" - один из крупнейших производителей энергетического угля в Западной Сибири, осуществляет добычу на трех разрезах, а также включает дистрибьюторскую сеть и инфраструктурные предприятия.

В 2011 году КТК увеличила добычу угля на 28,4% - до 8,74 миллиона тонн. Чистая прибыль по МФСО за 2011 год выросла в 2,45 раза - до 2,018 миллиарда рублей. Выручка - в 1,7 раза, до 23,939 миллиарда рублей. Показатель EBITDA составил 3,911 миллиарда рублей, увеличившись в 1,8 раза к уровню 2010 года.

Чистая прибыль за девять месяцев 2012 года снизилась на 10,4% - до 1,113 миллиарда рублей. Выручка увеличилась на 3% - до 16,875 миллиарда рублей. Показатель EBITDA понизился на 10,6% - до 2,281 миллиарда рублей.

Гендиректор Игорь Прокудин и председатель совета директоров Вадим Данилов через кипрские компании контролируют 50,001% акций и 15,61% акций соответственно. В свободном обращении находятся порядка 34% акций, из них около 0,3% акций принадлежат физическим лицам, остальные акции распределены между 25 инвестфондами.

Обсудить
Рекомендуем