Из России с любовью: "АвтоВАЗ" перейдет к иностранцам

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 12 дек - Прайм, Юния Полякова. Французско-японский альянс Renault-Nissan и госкорпорация "Ростехнологии" готовятся поделить между собой крупнейшего российского автопроизводителя ОАО "АвтоВАЗ" . Предприятие окажется в иностранных руках - контроль над компанией получит альянс, а нынешний крупнейший акционер компании - "Ростехнологии" - оставит за собой блокпакет. Обязывающее соглашение стороны подпишут в среду, 12 декабря.

Аналитики, опрошенные агентством "Прайм", расходятся во мнениях: одни считают, что сделка принесет и предприятию, и акционерам одни плюсы, другие - что будущим мажоритариям для успеха проекта нужно срочно менять менеджмент "АвтоВАЗа".

СХЕМА СДЕЛКИ

"АвтоВАЗ" - одно из крупнейших предприятий автомобильной отрасли Восточной Европы. Предприятие имеет мощности по выпуску свыше 800 тысяч автомобилей в год, более 65 тысяч сотрудников, неоднозначную репутацию и самый продаваемый в России бренд.

По итогам первого полугодия 2012 года группа получила 89,2 миллиарда рублей выручки, 27,4 миллиарда рублей чистой прибыли, долги компании на конец июня составили 24 миллиарда рублей.

Сейчас "Ростехнологии" владеют 28,89% акций "АвтоВАЗа", Renault - 25%, Troika Dialog Investments Limited - 20,14%. Французско-японский альянс намерен создать СП с госкорпорацией, которое к 2014 году соберет более 75% акций "АвтоВАЗа". При этом "Ростехнологии" намерены продать 4,89% акций "АвтоВАЗа" и оставить у себя 25% плюс одну акцию.

В середине года стороны заключили соответствующее соглашение, не имеющее обязательной юридической силы. ФАС и совет директоров "АвтоВАЗа" одобрили предстоящую сделку.

Альянс Renault-Nissan и "Ростехнологии" создадут СП, переведя свои акции на юридическое лицо - Alliance Rostec Auto B.V. Позже СП свои акции продаст, и Troika Dialog. Renault планирует инвестировать в СП 300 миллионов долларов, а Nissan - 450 миллионов долларов. Инвестиции будут поэтапными вплоть до 2014 года.

ЛЮБОЙ КАПРИЗ ЗА ВАШИ ДЕНЬГИ

Накануне сделки российский автогигант представил программу развития до 2020 года. В планах компании – занять почти четверть российского рынка.

Если в 2012 году продукция "АвтоВАЗа" занимает 18% рынка, то через 8 лет автогигант намерен увеличить присутствие на рынке на 5%, а в 2017 году - занять 24% рынка.

"АвтоВАЗ" также рассчитывает к 2014 году занять лидирующие позиции в сегменте Low Cost, в 2016 году подтвердить способность конкурировать с автомобилями Lada в сегменте Entry и к 2017 году войти в сегмент Entry+Standard.

Компания сохранила инвестиционный план: в период с 2012 по 2020 год автопроизводитель инвестирует в производство порядка 180 миллиардов рублей. В модели автоконцерна будет вложено 33% от общей суммы, в модернизацию мощностей - около 12%, на силовые агрегаты, детали и узлы шасси - 18%. На модели, которые должен будет выпустить автогигант после 2020 года, будет потрачено 14,5 миллиарда рублей (около 8% от суммы).

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

"Несомненно, на "АвтоВАЗе" начнутся преобразования в части развития предприятия, - считает аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников. - Программа подразумевает запуск новых моделей, производство силовых агрегатов, деталей и узлов шасси и так далее".

Прежде Renault-Nissan не сильно влиял на работу компании, в том числе потому, что альянс не имел там контроля, отмечает аналитик.

"После смены владельца многие с этим связанные вопросы уйдут, и альянс сможет начать реализацию стратегии, направленную на обновление модельного ряда и наращивание доли на российском рынке", - считает Третельников.

Бренд Lada, по его мнению, выиграет в долгосрочной перспективе за счет внедрения технологий, что может кардинально отразиться на качестве продукции. В свою очередь, альянс получит возможность капитализироваться за счет роста российского авторынка и занять там львиную долю.

ДЕЛО НЕ В АКЦИОНЕРАХ - СМОТРИТЕ ГЛУБЖЕ

По мнению эксперта инвестиционного холдинга "Финам" Алексея Захарова, ситуация на заводе определенно изменится – но это случится не тогда, когда альянс получит контроль над предприятием, а в том случае, если Renault-Nissan получит доступ к управлению.

"Команда Карлоса Гона (руководитель Renault-Nissan) сомневается относительно эффективности работы заводского менеджмента… Ситуация на "АвтоВАЗе" изменится к лучшему тогда, когда его команда получит фактическую возможность принимать управленческие решения", - говорит он. Аналитик рекомендует обратить внимание на инвестиционное соглашение между сторонами, поскольку именно там прописано, получит ли альянс доступ к управлению предприятием.

Основные проблемы, с которыми могут столкнуться иностранные акционеры – недостаточно успешная работа сервисных центров компании и проблема с качеством комплектующих.

Завод совершенно точно будет загружен работой - вопрос в том, какие марки он будет выпускать, отмечает Захаров. Либо будущие мажоритарии "АвтоВАЗа" вплотную займутся возрождением имени и продукции российского автопроизводителя, либо начнут использовать мощности компании для производства своих авто.

Обсудить
Рекомендуем