Минфин против мер МЭР по поддержке роста ВВП РФ перед встречей у Медведева

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 25 дек - Прайм. Меры по стимулированию экономического роста, предложенные Минэкономразвития, направлены в основном на экстенсивное развитие экономики и могут привести к негативным последствиям, сообщил агентству "Прайм" замминистра финансов Алексей Моисеев.

Правительство РФ во главе с премьером Дмитрием Медведевым на совещании в среду, 26 декабря, обсудит меры по стимулированию роста российской экономики. Среди предложений Минэкономразвития  по преодолению замедления роста экономики РФ - разместить еще до 750 миллиардов рублей средств Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке, снизить нормативную величину Резервного фонда до 5% ВВП,  расширить рефинансирование банков со стороны ЦБ РФ, чтобы предотвратить возможный кризис ликвидности в начале 2013 года, снизить банкам нормы резервирования по кредитам с госгарантиями.


«В целом наш подход остается, что экономика престала воспринимать стимулирование через стимулирование спроса. И вот эта модель исчерпана за последние 10-12 лет. Модель, которая должна работать – это модель повышения эффективности. Все меры, которые озвучиваются Минэкономразвития, направлены в основном на экстенсивное развитие, что, на мой взгляд, может привести к негативным последствиям", - сказал Моисеев.

В частности, он отметил, что прежде чем вливать средства в экономику и стимулировать спрос, необходимо провести структурные реформы, чтобы повысить эффективность использования этих средств. "Наша позиция: без реформы текущее состояние российской экономики не позволяет ожидать существенного ускорения темпов роста", - сказал он.

В качестве примера, Моисеев привел рынок труда "Наш рынок труда в текущем состоянии не обладает свободными ресурсами, это не значит, что у нас нет безработных. Но инфраструктура такова, что сейчас рынок труда является глубоко неэффективным. Условно говоря, тот человек, который хочет найти работу, он не может встретиться с человеком, который хочет ему эту работу предложить. Проблема в этом", - пояснил замминистра.

Естественным уровнем безработицы в РФ считается 6%. Естественным называют такой уровень, ниже которого требуются структурные реформы по улучшению функционирования рынка труда. Без этих реформ большее повышение занятости будет приводить к перегреву рынка, росту зарплаты. "Второй путь будет усугублять ту проблему, которую Минэкономразвития признает: многолетнее превышение темпов роста зарплаты над темпами производительности труда", - сказал Моисеев.

"В майских указах президента все написано, что делать. Так, есть поручение повысить зарплату работникам в сферах здравоохранения и образования, и там четко прописано, что это надо делать в обмен на повышение эффективности. Там прописано, что повысится эффективность – повысится оплата труда. Президент сказал, провести реформу и повысить зарплату", - добавил замминистра.

Еще один негативный момент связан с инфляцией. "Если меры по стимулированию роста будут финансироваться не за счет привлечения средств на внутреннем рынке, то мы не избежим эффекта печатного станка и разгона инфляции", - отметил Моисеев.

Что касается предложения Минэкономразвития снизить лимит Резервного фонда до 5% с утвержденных 7%, то Моисеев выразил удивление, тем, что этот вопрос опять был поднят. «Странно, почему вопрос о снижении лимита Резервного фонда опять обсуждается, вроде бы и Госдума, и Совет Федерации, и президент одобрили лимит в 7%», - сказал он.

Минэкономразвития неоднократно называло 2012 год  годом замедления экономического роста. Эта тенденция наблюдалась с третьего квартала, причем в первом квартале 2013 года власти предсказывают нулевой рост (с очисткой от сезонных и календарных факторов к четвертому кварталу 2012 года). Об этом свидетельствует поквартальная динамика ВВП: первый квартал - 4,9%, второй - 4%, третий - 2,7%, четвертый - прогноз 2,7-2,8%.

Еще в сентябре министерство опубликовало консервативный вариант прогноза с достаточно низкими темпами роста ВВП в 2013 году - 2,8-3,0%. Причинами замедления роста в первую очередь названо отсутствие инвестиционной активности в основных секторах экономики, а также сокращение инвестпрограмм госкомпаний.

Обсудить
Рекомендуем