МОСКВА, 1 янв - Прайм. Разработанные Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России рекомендации по обеспечению недискриминационного доступа к приобретению апатитового концентрата вступают в силу с 1 января 2013 года.
В декабре ведомство сообщило о разработке рекомендаций, целью которых является предупреждение создания дискриминационных условий среди производителей и потребителей апатитового концентрата. Также ФАС отмечала, что рекомендованный порядок определения цены мог применяться поставщиками еще и в декабре 2012 года - если вопрос о цене поставки урегулирован еще не был.
Рекомендации закреплены до 31 декабря 2013 года, а по прошествии этого времени ценообразование будет осуществляться на основе минимальных экспортных цен на апатитовый концентрат и цен, сложившихся на конкурентном мировом рынке. То есть приведут к либерализации рынка.
В рекомендациях отмечается два основных вопроса - объемы потребления апатитового концентрата и новые формулы цены на переходный период 2013 года.
ПОТРЕБЛЕНИЕ АПАТИТОВОГО КОНЦЕНТРАТА
Согласно документу потребителям во избежание дискриминации и создания дефицита не рекомендуется направлять заявку на поставку апатитового концентрата более чем за шесть месяцев до начала периода поставки.
Кроме того, приведены прогнозные справочные годовые объемы потребления продукции на период до 2015 года включительно. Согласно прогнозам ведомства, потребность компаний в апатитовом концентрате в 2013 году составит 2,824 миллиона тонн, в 2014 году - вырастет на 0,9%, до 2,849 миллиона тонн, в 2015 - возрастет до 2,901 миллиона тонн. При этом в основных потребителях числятся: ОАО "Акрон"
Суммарный годовой объем потребления рекумендуется разделить между производителями пропорционально их производственным мощностям: по итогам 2011 года у ОАО "Апатит"
НОВАЯ ФОРМУЛА ЦЕНЫ
Цену на апатитовый концентрат рекомендуется определять по соглашению сторон, при этом любая из сторон вправе предложить формулу определения цены. По мнению ФАС, справедливыми формулами определения цены на переходный период действия данных рекомендаций является одна из двух формул.
Одна из них предлагает сложить 70% цены Марокко и 30% средней цены для отечественных потребителей за предыдущий год с поправкой на индекс промышленной инфляции. Вторая формула учитывает еще и минимальную экспортную цену: 35% от нее нужно прибавить к 35% марокканской цены и 30% внутрирыночной.
Между тем, в течение года ФАС уже публиковала правила доступа к приобретению апатитового концентрата, которые вызвали множество нареканий. В связи с этим ведомством были пересмотрены формулы определения цены.
Изначально ФАС предлагала четыре варианта расчета. В одном взять за основу предлагалось минимальную экспортную цену, второй был привязан к цене марокканского фоссырья с поправкой на разницу в качестве; третья формула отталкивалась от цены сложных минудобрений (NPK), из которой вычиталась стоимость других компонентов (аммиака и хлоркалия), а четвертая представляла собой среднее арифметическое трех первых вариантов.