МОСКВА, 23 янв - Прайм. Комитет Госдумы по бюджету и налогам на заседании в среду рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект о создании Росфинагентства.
Политическое решение о создании Росфинагентства было принято еще до кризиса в 2008 году. В августе 2011 года Минфин сообщал, что между различными органами власти экономического блока достигнут консенсус о создании агентства и форме его создания. Более того, планировалось, что осенью 2011 года правительство внесет в Госдуму законопроект о создании Росфинагентства.
Проект закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установлении требований к работникам специализированной финансовой организации, учреждаемой правительством РФ" был внесен в Госдуму только в сентябре 2012 года.
Согласно проекту закона, Росфинагентство будет учреждено правительством РФ в форме ОАО.
По решению правительства Минфин будет вправе привлечь организацию к выполнению функций по размещению и учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также для выполнения функций по размещению, выкупу, обмену, обслуживанию, погашению и учету государственных долговых обязательств РФ по государственным ценным бумагам.
Предполагается, что правительство РФ или уполномоченное им министерство финансов будет устанавливать инвестиционную декларацию Росфинагентства. Кабмин также будет определять права и обязанности организации по договорам, перечень и порядок возмещения расходов, произведенных Росфинагентством, порядок определения и выплаты вознаграждения агентству, состав и сроки представления отчетности, ответственность за нарушение агентством условий договоров.
Кроме того, в законопроекте говорится, что правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к работникам Росфинагентства: обязанность предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников, их супругов и несовершеннолетних детей, а также ограничения и запреты, связанные с исполнением служебных обязанностей.
Росфинагентство будет выступать от имени РФ в правоотношениях в связи с учреждением доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния. Оно будет передавать средства фонда в доверительное управление иным специализированным финорганизациям.
Согласно законопроекту, Росфинагентство будет уведомлять Минфин о заключении и расторжении договоров доверительного управления средствами ФНБ.
Предполагается, что закон, в случае его принятия, вступит в силу со дня официального опубликования.
Как заявил ранее замминистра финансов Сергей Сторчак, на первоначальном этапе Росфинагентство получит в управление только 10% ФНБ. Он пояснил, что речь идет о первом годе существования структуры, на котором будет осуществляться тестирование работы агентства. В дальнейшем объем средств управлений будет постепенно увеличиваться, однако пока сложно предсказать, какими темпами, и какая доля суверенных фондов будет окончательно передана Росфинагентству в управление.
Сторчак отметил, что весь объем средств Резервного фонда и ФНБ, скорее всего, никогда не будет передан Росфинагентству, поскольку часть средств правительством будет держаться в высоколиквидных активах.
ЗАМЕЧАНИЯ ДЕПУТАТОВ
В ходе обсуждения проекта закона члены комитета указали на ряд серьезных недостатков документа.
Депутаты заявили о необходимости дополнительного обсуждения порядка формирования уставного капитала Росфинагенства и установления доли Российской Федерации в его уставном капитале, о финансовом обосновании расходов по созданию и функционированию организации.
В частности, депутаты указали, что в пояснительных материалах к законопроекту отмечается, что его принятие не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Вместе с тем, представители правительства отметили, что создание Росфинагентства потребует выделения средств из бюджета.
Как отметил глава комитета Андрей Макаров, законопроект предусматривает создание Росфинагентства в форме ОАО, акции которого свободно обращаются на рынке, "что означает их отчуждение участниками ОАО без согласия других акционеров". "При этом в законе нет ни одной нормы о доле государства в ОАО. Или о том, что если она может снижаться, то до каких пределов, каким образом это происходит", - сказал он.
По мнению профильного комитета, в законопроекте необходимо определить порядок размещения активов и открытия счетов специализированных финансовых организаций в кредитных организациях с участием государства, а также порядок, условия и объемы средств Фонда национального благосостояния, передаваемых Росфинагентству в доверительное управление.
"Важнейшие вопросы управления организацией отнесены на уровень актов правительства РФ, а не на уровень федерального закона. Это абсолютно не соответствует особому статусу Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, и целям создания Росфинагентства. Этим законом мы в этой части закладываем серьезное противоречие", - сказал Макаров.
Кроме того, как отметил глава комитета, законопроектом предусмотрена невозможность применения по отношению к доверительному управлению средствами Фонда национального благосостояния отдельных положений Гражданского кодекса. Предлагается урегулировать это нормами Бюджетного кодекса.
"Хотел бы обратить внимание на то, что данные правоотношения являются безусловной прерогативой ГК, и решить эти проблемы в БК невозможно. Нужно прописывать управление этими средствами как самостоятельную статью ГК, как специальный случай доверительного управления", - сказал он.
Депутат заявил также о необходимости урегулировать в документе положения об установлении требований к работникам Росфинагенства. "Когда вы говорите о том, что специальные требования к работникам, которые будут работать в этой организации, будут устанавливаться подзаконными нормативными актами, то это вообще незаконно. Специальные требования могут устанавливаться только на уровне закона", - сказал Макаров.
Члены профильного комитета также предложили включить Росфинагентство в перечень стратегических организаций и установить парламентский контроль за деятельностью организации.