В целях реализации положений первого абзаца статьи 19.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об основах туристской деятельности), введенной в данный законодательный акт Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 47-ФЗ), Правительством Российской Федерации принято постановление от 25 января 2013 года № 43, которым определено, что Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание, что данный вид государственного надзора никоим образом не дублирует и не заменяет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, который применительно к туристской деятельности, включающей в себя туроператорскую и турагентскую деятельность, осуществляется Роспотребнадзором в соответствии с законодательством о защите прав потребителей в силу императивного положения, сформулированного в абзаце втором статьи 19.1 Закона об основах туристской деятельности.
Определение Министерства культуры Российской Федерации полномочным органом по осуществлению государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма следует объективно рассматривать в контексте практической реализации тех норм Закона № 47-ФЗ, в соответствии с которыми Закон об основах туристской деятельности был дополнен статьями 11.1 - 11.5, а в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) была включена новая статья 14.51, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства о туристской деятельности.
При этом полномочия по применению мер административного воздействия (составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях) при выявлении правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.51 КоАП РФ, касающихся нарушения туроператором установленного порядка представления сведений о включении в единый федеральный реестр туроператоров, закреплены за должностными лицами Роспотребнадзора (его территориальных органов).
К административным же полномочиям должностных лиц Министерства культуры Российской Федерации фактически (в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года № 43) будет отнесена компетенция по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частю 3 статьи 14.51 КоАП РФ (см. пункт 97 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), касающихся нарушений требований законодательства Российской Федерации о туристской деятельности исключительно в части деятельности объединения туроператоров в сфере выездного туризма (распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. № 2130-р) статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма был присвоен ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ»).
Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года № 43 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма», прежде всего, направлено на создание организационно-правовых основ, необходимых для обеспечения государственного надзора за функционированием нового института в сфере туризма, каковым является объединение туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в целях оказания экстренной помощи туристам в соответствии с Законом об основах туристской деятельности.
В этой связи конструктивное взаимодействие, сложившееся с Министерством культуры Российской Федерации, рассматривается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека как необходимое условие для успешного решения общей задачи по повышению гарантированного уровня защиты прав российских потребителей туристских услуг в сфере выездного туризма.