Вчера вечером макростатистика по США преподнесла неприятный сюрприз, заставив рынки корректироваться. Рост ВВП в 4 квартале прошлого года по предварительной оценке оказался отрицательным, составив -0.1% в годовом исчислении. Это ниже прогнозов всех аналитиков, мнение которых учитывается Bloomberg при составлении консенсус-прогноза. А сам прогноз был 1.1%.
Что, собственно, произошло с ВВП США? Анализ изменения компонент дает понять, что снижение обусловлено:
(1) Сокращением госрасходов на оборону.
(2) Снижением инвестиций в запасы.
Кроме того, не стоит забывать о климатическом факторе, а именно урагане Сэнди, накрывшем в октябре Нью Йорк, что сказалось на общем уровне деловой активности в 4 квартале.
Оборонные расходы - фактор сам по себе волатильный и с трудом его можно отнести к индикаторам здоровья экономики. Снижение инвестиций в запасы могло бы вызывать тревогу (все-таки это индикатор ожиданий компаний относительно будущего спроса), если бы не 2 обстоятельства: уже упомянутый ураган, а также серьезные опасения относительно фискального обрыва, вынуждавшие компании готовиться к возможному негативному сценарию, что, в свою очередь, сказывалось и на рынке труда и на инвестициях.
Если же смотреть на другие компоненты ВВП, то по итогам года потребительские расходы выросли на 2.2%, капитальные расходы – на 8.4%, жилищное строительство – на 15.3%. Отметим, что сокращение запасов привело к дефициту предложения в первом месяце этого года.
Кроме того, не забываем, что это был 4 квартал прошлого года. Сейчас ключевые индикаторы определяющие состояние экономики США довольно сильны. Так компонента январского индекса PMI Manf. по новым заказами достигла значения в 57.7 п. (в декабре 54.7 п., максимум с середины 2010 г.), по промышленному выпуску - 57.2 п. (в декабре 54.5 п., максимум с января 2012 года). Подобное позволяет говорить о том, что экономика США начинает новый год в очень хорошем состоянии и пока не вызывает серьезных опасений. Кстати и пресловутые запасы тоже нужно будет восстанавливать.
В общем данные по ВВП мы бы однозначно не расценивали как сигнал для выхода из рисковых активов. Тем более, что по итогам заседания Комиссии по открытым рынкам ФРС, объем выкупа активов в рамках QE оставлен без изменений на уровне USD85 млрд. в месяц, что логично с учетом низких инфляционных рисков и далекой от целевого значения безработицы. А означает это лишь то, что режим сверхмягкой денежно-кредитной политики в США, несмотря позитивные изменения в экономике, сохраняется.