Конфликт в НМТП: Морской бой в Цемесской бухте

Читать на сайте 1prime.ru

В понедельник газета "Коммерсант" со ссылкой на письмо главы компании Николая Токарева написала, что "Транснефть" инициирует проведение заседания совета директоров порта для рассмотрения вопросов об избрании нового председателя совета директоров и о приостановлении полномочий гендиректора. Монополия считает, что ее позиция как акционера игнорируется, поэтому хочет сменить представляющих Магомедова руководителей на своих представителей. Внеочередное собрание акционеров монополия предлагает провести 30 мая.

При этом акции порта непрерывно дорожают с ноября прошлого года.

Гендиректор "Новороссийского морского торгового порта" Радо Антолович и председатель совета директоров Марат Шайдаев занимают свои должности с 2012 года.

Комментария от представителя "Траснефти" получить не удалось.

Группа "Сумма" и "Транснефть" владеют 50,1% акций НМТП, государство в лице Росимущества - 20% акций, структуры ОАО "РЖД" - 5%, остальные акции находятся в свободном обращении.

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ

В совет директоров компании входит семь человек: два представителя от государства - замглавы Минтранса Виктор Олерский, замглавы Росимущества Евгений Гаврилин, два представителя "Транснефти" - первый вице-президент компании Максим Гришанин и вице-президент Михаил Барков, два представителя "Суммы" - президент группы Александр Винокуров и владелец "Суммы" Зиявудин Магомедов, председателем совета директоров является экс-президент "Суммы" Марат Шайдаев.

Таким образом, если не считать, что Шайдаев является человеком "Суммы", то ни у одного из частных акционеров нет контроля в принятии решений.

При этом стоит отметить, что у государства в порту есть "золотая акция", которая позволяет иметь решающий голос на собрании акционеров. А "Транснефть", в свою очередь, является 100% государственной компанией.

По словам источников, близких к порту, все решения в группе НМТП, включая принятие стратегии развития, инвестиционной программы, бюджета, принимались с полной поддержкой всех акционеров, включая "Транснефть". 

С 2011 года прошло более 35 заседаний советов директоров НМТП, и разногласий никогда не возникало, говорит источник.

Он отмечает, что предложение о смене менеджмента необоснованны.

"Рост EBITDA по итогам 2012 года составит 16%, а грузооборот в прошлом году достиг исторического максимума – 170 миллионов тонн, поэтому каких-либо объективных причин для замены генерального директора быть не может", - говорит он.

КОНФЛИКТ ПЕРЕД ПРИВАТИЗАЦИЕЙ

Аналитики, опрошенные агентством "Прайм", отмечают, что суть претензий "Транснефти" непонятна, однако если конфликт между акционерами не будет улажен, то это может повлиять на планы многих инвестфондов участвовать в приватизации госпакета порта.

"В данном случае пока не ясно, чего хочет добиться "Транснефть", так как инвестиционная программа была одобрена, в том числе и со стороны директоров "Транснефти", и выдвигать претензии по поводу низких инвестиций в перевалку нефти сейчас довольно странно. Я думаю, что это может быть связано с тем, что "Транснефть" опасается увеличения доли "Суммы", которая желает участвовать в приватизации,  но могут быть и другие мотивы", - отмечает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.

Если верить источникам "Коммерсанта", то, видимо, трубопроводная монополия захотела усилить контроль в трех дочерних компаниях Черноморского бассейна, входящих в НМТП, трудно понять, зачем это нужно - ведь эти компании не переваливают нефть или нефтепродукты, а в лучшем случае занимаются бункеровкой, как "Флот НМТП", говорит аналитик "Метрополя" Андрей Рожков.

Государство панирует продать 20% акций НМТП, однако в настоящее время форма, сроки, и цена не определены. Среди претендентов на актив назывались "Роснефть", "Нефтегазиндустрия" Владимира Когана, группа "Дело" Сергея Шишкарева, группа "Сумма" и арабский фонд InvestAD.

"Безусловно, конфликт акционеров негативно воспринимается рынком, тем более в данном случае от "Транснефти" зависит перевалка сырой нефти - основного по объемам груза группы", - говорит аналитик RMG Елена Садовская.

Шенк отмечает, что если конфликт получит свое развитие, то это может отпугнуть тех инвесторов, которые рассматривают это как инвестицию, а не как стратегическое партнерство, то есть возможные зарубежные фонды и другие инвесторы и скорее всего, поставит крест на возможности продажи госпакета на фондовом рынке.

"Конфликт мажоритарных акционеров, обладающих равными долями, обычно приводит к ухудшению управляемости компании, постоянным конфликтам в совете директоров, а также довольно частой смене менеджмента, такое мы видели на примере "Норильского Никеля", где конфликт между "Русалом" и "Интерросом" продолжался более четырех лет. В таких условиях, рост капитализации компании, как правило, ограничен и интерес инвесторов довольно низок", - говорит аналитик.

Рожков отмечает, что нет оснований судить, что государство, как основной акционер поддерживает позицию "Транснефти", поэтому, по его мнению, после определения позиции правительства "Транснефть" может отказаться от претензий.

При этом аналитики замечают, что претензии "Транснефти" скорее связаны не с вопросами операционной деятельности, а с боязнью усиления влияния "Суммы" в порту.

По их данным "Сумма" активно скупает акции НМТП с рынка. Как говорит Андрей Шенк, стоимость акций за три недели выросла на 27,58% при довольно больших объемах и скорее всего, кто-то из сторон может приобретать акции порта с рынка, чтобы получить перевес в голосовании.

Вероятно, акционеры стали меньше доверять друг другу и на этой почве прошел разлад, резюмирует Рожков.

"ТРАНСНЕФТЬ" ЗА НЕФТЬ

Источники в порту отмечают, что у "Суммы" и "Транснефти" в порту четкое разделение. За "Транснефтью" закреплен нефтерайон "Шесхарис", за "Суммой" все остальное.

По итогам 2012 года грузооборот НМТП вырос на 1,2% по сравнению с 2011 годом - до 158,9 миллиона тонн. При этом основной объем грузов по-прежнему приходится на перевалку нефти и нефтепродуктов. Наливных грузов было перевалено 131,1 миллиона тонн, в том числе сырой нефти перевалено 110,8 миллиона тонн, нефтепродуктов - 19,4 миллиона тонн.

В интервью "Ведомостям" гендиректор порта Радо Антонович говорил, что три ключевых направления инвестиций второго этапа мастер-плана до 2020 года – это наращивание мощностей для перевалки контейнеров, зерновых, а также навалочных и насыпных грузов, так как это наиболее динамично растущие виды груза.

По данным "Коммерсанта" у "Транснефти" могут быть претензии по объемам вложений в развитие "Шесхариса". При этом, по словам источников газеты, монополия сих пор не представила менеджменту порта планы по объемам грузопотока через "Шесхарис", и в настоящий момент мощности недозагружены, при максимально возможных 66 миллионах тонн в год переваливается 41-42 миллиона тонн.

НМТП, согласно планам, к 2020 году должен занять второе место в Европе по объемам перевалки грузов.

Группа НМТП является крупнейшим в России и третьим в Европе портовым оператором по объему грузооборота. Группа объединяет стивидорные компании, ООО "Приморский торговый порт" (с 2011 года), ОАО "Новороссийский зерновой терминал", ОАО "Новороссийский судоремонтный завод" , ОАО "Флот НМТП", ОАО "Новорослесэкспорт" , ОАО "ИПП", ООО "Балтийская стивидорная компания", ОАО "Новороссийский морской торговый порт" и ООО "Новороссийский мазутный терминал". Чистая прибыль группы за девять месяцев 2012 года составила 320 миллионов долларов, выручка – 786 миллионов долларов, показатель EBITDA - 469 миллиона долларов.

Обсудить
Рекомендуем