Новость о том, что Московская биржа планирует привлечь в рамках IPO 15 млрд руб., приобретает особое значение в свете объявления о планах сделать это в России. Ни для кого не секрет, что за последний год торги у нас носят в основном спекулятивный характер, а желающих проводить IPO внутри страны на сколь либо существенные суммы можно пересчитать по пальцам. Пока основными ньюсмейкерами года помимо Биржи можно считать Алроса и ВТБ. Причем ВТБ также объявил о планах разместить акции внутри страны, да к тому же, по сообщениям СМИ, на сумму в 6 раз превосходящую ММВБ! В этом смысле ВТБ будет первопроходцем в размещении такого крупного пакета только на российской бирже. Впрочем, ВТБ всегда удавались размещения акций (несмотря на последующее снижение котировок). В частности, IPO, проведенное в 2007 г., стало вторым по величине в мире в том году, а также самым крупным среди европейских банков. При этом допэмиссию в 2009 г. ВТБ разместил по 4,82 коп., а в 2011 г. государство продало свой пакет по 9 коп., в обоих случаях цена акции была существенно выше рынка, что говорит о способности менеджмента проводить размещения в неблагоприятных рыночных условиях.
Московская биржа, хотя и не имеет подобного опыта, тем не менее, в этом году вполне может стать ориентиром и примером для всех компаний, которые решат размещаться на локальном рынке. Тем более что ее акции со временем вероятнее всего станут «голубой фишкой» нашего рынка.
Попробуем оценить, как успех или неудача IPOглавной биржевой площадки страны может повлиять на дальнейшие размещения госкомпаний в рамках их приватизации. Какая мотивация может быть у инвесторов при входе в капитал госкомпании, помимо финансовой?
Например, любой крупный финансовый институт, такой как банк или биржа, интересен институциональным инвесторам еще и как актив, участие в Совете директоров которого позволяет влиять на работу финансовой инфраструктуры России в целом. Тут и заявления первых лиц страны о том, что Москва должна стать мировым финансовым центром, при том, что государство является самым желаемым партнером и контрагентом, по уровню своей платежеспособности. Обнадеживает и тот стартовый уровень, на котором финансовый рынок находится после кризиса 2008 года. Этот аргумент позволяет говорить о том, что ценные бумаги крупных госкомпаний могут найти своего покупателя, даже при условии, что размещение будет внутри страны, а финансовая привлекательность будет не столь высока, как у Сбербанка.
Какие особенности размещения акций Московской биржи наиболее интересны с точки зрения предварительного анализа опыта размещения на внутреннем рынке?
Прежде всего, это использование такого инструмента как стабилизационный агент. У Московской биржи это «ВТБ Капитал». Это позволяет обеспечить гарантированный спрос, а когда есть гарантированная ликвидность, то гораздо проще привлечь и мелких акционеров. При этом для любой компании сильным ходом может стать использование в качестве одного из таких агентов компании, аффилированной с государством.
Понятно, что основным мотивом для инвесторов будет возможность заработать деньги, поэтому их нужно заинтересовывать, в первую очередь, ростом курсовой стоимости акций, а если этого недостаточно, то и дивидендами.
К примеру, Московская биржа непосредственно к IPO подготовила новую декларацию о дивидендной политике на ближайшие несколько лет. В частности, предусматриваются дивиденды в размере 30% от чистой прибыли по МСФО по итогам 2012 г., не менее 40% по итогам 2013 г., не менее 50% по итогам 2014 г.
Безусловно, при размещении внутри страны очень важен имидж компании и качество корпоративной политики. К примеру, ВТБ за последние годы реализовал ряд инновационных программ для миноритариев, включая встречи с акционерами, выпуск печатных изданий, организацию обратной связи через консультационный совет акционеров. Это значительно улучшило имидж банка внутри страны, а, следовательно, облегчает решение основных задач предстоящего размещения.
Всем, кто размещается в этом году, обязательно необходимо учесть положительный опыт Сбербанка. Он размещался и в России, и за рубежом. На наш взгляд, важной является абсолютная цифра его размещения именно в России, так как это объективно показывает, какая сумма вполне по плечу нашему фондовому рынку, если эмитент ему интересен. В прошлом году Сбербанку удалось выручить на российской площадке сумму порядка 48 млрд руб, что значительно больше чем планирует Московская биржа, но не так много, к примеру, как нужно ВТБ.
Дополнительным стимулом принять участие в размещении для мажоритарных акционеров всегда является размещение не только уже выпущенных, но и эмиссия новых акций для того, чтобы не допустить значительного размывания имеющейся доли. В этом смысле пример Московской биржи (на 6 млрд из 15 млрд руб. будут выпущены новые акции) весьма показателен.
В завершение нельзя не упомянуть о юридических особенностях размещения в России и возможностях ее финансовой инфраструктуры. В пользу размещения в России говорит закон «Об упрощении эмиссии ценных бумаг», который вступил в силу с января 2013 г. Хотя практика его использования, естественно, не сложилась. Обязательным условием размещения значительного пакета акций на российском рынке является развитие технологических возможностей для удобства работы крупных иностранных инвесторов. Это возможно, если западная фондовая инфраструктура в лице, как минимум, Euroclear на практике будет готова обеспечивать расчеты в ходе предстоящих размещений.
Учет таких особенностей, безусловно, даст возможность крупнейшим российским компаниям, в том числе Алроса и ВТБ, убедить основных российских и западных инвесторов принять участие в IPO и SPO именно в России и успешно продать свои акции. Несмотря на очевидные сложности - несовершенство законодательства, большой, как ожидается, объем акций, хочется верить, что такие шаги госкомпаний поддержат российский фондовый рынок и заново откроют его для западных инвесторов. А это еще один шаг, который будет способствовать превращению Москвы в международный финансовый центр.