Статья

Рекомендации кабмину РФ и чиновникам от Всемирного банка

Читать на сайте 1prime.ru

Всемирный банк советует правительству РФ больше рассказывать гражданам и предприятиям о своей деятельности, а чиновникам - сократить контакты с бизнесом.

В очередном докладе об экономике России международный финансовый институт представил оценку динамики уровней коррупции и бремени государственного регулирования в России в сравнении с показателями развивающихся экономик региона Европы и Центральной Азии (ЕЦА). Кроме того, впервые используются результаты обследования деловой среды и деятельности предприятий (BEEPS) для сравнения ситуации по 37 российским регионам – от Москвы до Приморского края и от Калининградской до Ростовской области. В докладе определены регионы, в которых развитие частного сектора сталкивается с наибольшими трудностями, и регионы, где такие проблемы стоят гораздо менее остро.

СООБЩЕНИЙ О ВЗЯТКАХ МЕНЬШЕ, НО СУММЫ БОЛЬШЕ

В докладе отмечается, что с 2008 года, когда был проведено первое исследование BEEPS, Россия добилась большого прогресса в снижении административного бремени для предприятий.

Средний уровень временных издержек, связанных с административным регулированием, - так называемый «налог на время» - значительно снизился: в 2011 году время, потраченное руководителями предприятий на обеспечение соблюдения законодательства регулирования, сократилось до 17% с 22% в 2008 году.

В 2008 году 63% предприятий сообщили о проведении, как минимум, одной встречи с налоговым инспектором или одной налоговой проверки, что немногим выше среднего показателя по странам ЕЦА (58%). В 2011 году всего 49% российских предприятий были вынуждены общаться с налоговым инспектором или подверглись налоговой проверке.

Коррупция, согласно результатам BEEPS за 2008 год, занимала третье место по значимости среди проблем бизнеса в России, указанных предприятиями. В 2011 году коррупция переместилась на вторую строчку в списке наиболее часто упоминаемых проблем, пропустив вперед только «уровень налогообложения» и обогнав такую проблему, как «недостаточный уровень подготовки и образования работников».

Уровень взяточничества в РФ снизился. В то время как в 2008 году взятка предполагалась в каждом пятом случае, то  в 2011 году - в каждом 12-м случае. Объем взяток в виде доли в годовом объеме продаж компаний также снизился - с 1,7% в 2008 году (выше среднего показателя по странам ЕЦА, равного 1%), до 0,9% в 2011 году. Однако среди предприятий, сообщивших об осуществлении "неофициальных платежей", доля взяток в годовой выручке выросла с 4,5% в 2008 году до 7,3% в 2011 году. Таким образом, дача взяток со временем стала более концентрированной: меньше предприятий сообщают об уплате взяток, но те, кто сообщают, платят больше, делает вывод ВБ.

Госзакупки – это последняя сфера взаимодействия предприятий с чиновниками, включенная в BEEPS. В 2008 году 40% российских предприятий из числа тех, которые стремились получить или получили госзаказ, сообщили о том, что за это, как правило, требовался платеж в том или ином размере. Однако соответствующий показатель за 2011 год составил всего 23%. Средняя величина «отката» для всех предприятий, ответивших на этот вопрос, в 2008 году составляла 4,6% от суммы контракта, что более чем вдвое превышало средний показатель по странам ЕЦА (2,1%). В 2011 году средний платеж составил 3,5% от стоимости контракта.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ

Согласно проведенным исследованиям в 37 субъектах РФ, где представлено около 120 предприятий,  региональная принадлежность компаний является фактором, который гораздо сильнее влияет на степень административной коррупции, чем, например, форма собственности или отраслевая принадлежность. Показатели административного бремени сильно отличаются от региона к региону.

Так, средний уровень "налога на время" колеблется от 1% в Приморском крае до 49% в Ставропольском крае. Москва находится посередине - 19%.

Притом что регионы значительно отличаются друг от друга, эксперты ВБ отмечают как неожиданный тот факт, что одни и те же регионы могут занимать верхние строчки рейтинга по одним показателям и нижние - по другим показателям. Так, Смоленская область занимает первое место по времени ожидания подключения к электросетям (в среднем - всего 8 дней), в то время как в Приморском крае этот срок составляет 730 дней – почти вдвое больше, чем в любом другом регионе РФ. С другой стороны, в Приморском крае самый короткий срок ожидания подключения к системе водоснабжения - всего один день.

В докладе названа пятерка регионов с самыми низкими значениями административной нагрузки – это Смоленская, Белгородская и Иркутская области, Ставропольский край и республика Мордовия. Замыкают рейтинг (начиная с региона с самым худшим показателем): Ростовская область, Ленинградская область, Самарская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург.

В рейтинге взяточничества самые низкие показатели зафиксированы в Смоленской области. За ней расположились Новосибирская область, Санкт-Петербург, Москва и Приморский край. Негативная же ситуация складывается в Воронежской области, Башкирии и Краснодарском крае.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Исходя из проведенного анализа, Всемирный банк делает вывод о том, что повышение прозрачности и более широкое распространение информации о деятельности правительства могут способствовать укреплению подотчетности и улучшению делового климата.

«Наличие более прозрачных региональных систем госзаказов ассоциируется с более низким средним размером «откатов», выплачиваемых чиновникам предприятиями. Восприятие частоты взяток ниже в тех регионах, где больше тиражи газетных изданий», - говорится в докладе.

Необходимо также оптимизировать систему госрегулирования. «Общение с чиновниками во многих сферах, большее количество налоговых проверок и встреч с инспекторами ассоциируются с большей частотой жалоб относительно налогового администрирования, лицензирования и получения разрешений, а также с большей частотой дачи взяток», - говорится в исследовании.

По мнению Всемирного банка, осуществление реформ по выборочным направлениям может привести к неудовлетворительным результатам. «Лица, стремящиеся к извлечению ренты, возможно, сумеют заменить одни административные барьеры другими и таким образом заблокировать усиление конкуренции», - отмечается в докладе.

Дарья Станиславец, Прайм

Обсудить
Рекомендуем