Как сообщалось ранее, Россия вступила в переговоры с Украиной о создании консорциума, который будет управлять украинской ГТС. Однако недавно Киев заявил, что не намерен ни продавать ГТС, ни платить штраф Газпрому за недобор газа в размере $7 млрд.
Противостояние Газпрома и Нафтогаза продолжается уже довольно давно. Украина пока безрезультатно пытается добиться от России скидки на газ и в то же время постепенно снижает его потребление. Газпром же теряет выручку от снижения экспорта в эту страну и требует, чтобы Нафтогаз выплатил штраф за недобор 17 млрд куб. м газа в соответствии со схемой «бери или плати», предусмотренной в долгосрочных контрактах на поставку топлива.
Полагаю, что основная причина отказа Киева выплачивать $7 млрд штрафа кроется не в принципиальном несогласии с условиями долгосрочных контрактов Газпрома и ценами на российский газ. Дело в том, что в настоящее время украинская экономика находится далеко не в лучшем состоянии. ВВП Украины в 3-м квартале 2012 года сократился на 1,2%, торговый баланс негативен и ухудшается с 2009 года. Дефицит текущего счета также негативен: в ноябре 2012 года он достиг рекордного уровня $4,4 млрд. Кроме того, недавно МВФ отказал Киеву в предоставлении кредита в размере $15 млрд. В данных обстоятельствах Украина задумалась о том, чтобы использовать собственную ГТС для улучшения состояния своей экономики. Теперь Киев заявляет, что рассматривает вопрос о сдаче ГТС в аренду и намерен на вырученные от этого средства проводить модернизацию трубопроводных мощностей.
Однако неясно, насколько Газпрому может быть выгодна данная сделка. Во-первых, в Нафтогазе заявляли, что Украину устроит цена на газ около $280 за тыс. куб. м, и это означает скидку более 30%. Маловероятно, что Газпром на эти условия согласится, ведь Украина все еще находится в довольно сильной зависимости от российского голубого топлива.
Во-вторых, к 2015 году Газпром достроит Южный поток мощностью в 63 млрд куб. м. Пропускная возможность ныне действующего Северного потока составляет 55 млрд куб. м газа, и стоит отметить, что уже сейчас данный газопровод заполнен не до конца. С окончанием строительства Южного потока и возможным сооружением двух дополнительных веток Северного потока украинская ГТС уже не так будет нужна Газпрому, как ранее.
В настоящий момент продажа или сдача в аренду ГТС более выгодна Украине, так как благодаря этому Киев получит возможность выплатить долг Газпрому и сократить свои расходы на содержание и модернизацию ГТС. Кроме того, Нафтогаз не теряет надежды добиться скидки на российский газ.
Единственный позитивный момент от потенциального «мирного соглашения» между Россией и Украиной заключается в том, что наконец-то прекратится затяжной конфликт между сторонами. Россия получит контроль над ГТС и за счет этого до окончания строительства дополнительных мощностей в Европе сможет гарантировать бесперебойные поставки газа в страны ЕС. Украине же достанется определенный объем денежных средств, что поможет ей частично разрешить возникшие проблемы с бюджетом.
Однако о предоставлении скидки Нафтогазу, полагаю, речи не пойдет. Украинские власти недавно заявили, что в 2013 году планируют закупить у Газпрома около 18-20 млрд куб. м газа, а это практически на 40% ниже уровня прошлого года. И так как Газпрому сложно предотвратить падение объемов закупаемого Киевом газа, госмонополия предпочтет сохранить хотя бы цены для Украины на высоком уровне.
Украине удастся резко сократить зависимость от российского газа лишь через пять-семь лет. Примерно за это же время Газпром сможет диверсифицировать экспорт газа, наладив поставки в страны АТР.
Оговорюсь, что одна только гибкая политика в установлении контрактных цен на газ для европейских потребителей не спасет выручку Газпрома. Для того чтобы наращивать объемы экспорта и выручку в будущем, госмонополии необходимо диверсифицировать направления зарубежных поставок, обратив внимание на страны АТР, чем компания в настоящее время начинает активно заниматься.
Целевая цена по акциям Газпрома ― 157 руб.