Олимпиада-2014 даст толчок развитию Сочи как круглогодичного курорта, специализирующегося не только на пляжном туризме, однако над его становлением как "глобального города" надо будет еще много работать, в том числе проводя многочисленные всероссийские мероприятия, считают эксперты.
"Нужно привлечь внимание к этому городу, к этой территории как к зоне всесезонного отдыха <...> Понятно, что пляжный отдых никуда не денется, он останется, но важно развивать не это направление, чтобы после Олимпиады оно не стало локомотивом, а стало одним из направлений", - сказал замдиректора департамента туризма и региональной политики министерства культуры Николай Новичков на "круглом столе" в РИА Новости.
ЛОКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Тот факт, что в Сочи пройдут зимние игры, а следовательно идет развитие горнолыжного кластера, и служит первым шагом к диверсификации курорта от летнего отдыха к круглогодичному, отмечает в свою очередь ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН Владимир Климанов.
Вместе с тем он указал, что основной упор при подготовке к Олимпиаде делается на Центральный, Хостинский и Адлерский районы города, находящиеся в непосредственной близости к местам проведения игр. "Переоборудуя город, подразумевалось, что имеются в виду только эти три участка. Те развязки, вокзалы, новые гостиницы, которые здесь возникают, сконцентрированы в этих трех районах", - сказал Климанов.
По его словам, тут сказывается специфика зимних соревнований. Если, например, в Пекине перед Олимпиадой-2008 больший акцент был сделан на общегородскую инфраструктуру, в частности модернизацию метро, то в Сочи идет более локальное развитие. "Это не городские (летние) игры, где город полностью охвачен, где большое рассредоточение объектов по территории города идет. В Сочи - именно локализация мероприятий в каких-то центрах спортивной индустрии", - отмечает ученый.
Удачным примером такого центра эксперты считают горнолыжный курорт "Роза Хутор" на Красной Поляне, который, по их словам, задал в России новые стандарты туристического поселения, отвечающие международным. "Новый Сочи, который возникнет после Олимпиады, даст новые стандарты, которые наша страна во многих случаях еще не применяла", - говорит Климанов.
Однако директор направления "Муниципальное экономическое развитие" Института экономики города Герман Ветров уверен, что Олимпиада затронет не только локальные точки, приближенные к местам проведения игр, но и всю территорию города. "Что касается того, что Сочи - центр зимних видов спорта, а не летних, мне кажется, что гостиничный комплекс развивается не только в районе Красной Поляны, город все равно будет вовлечен в проведение игр", - уверен Ветров.
ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ ДЛЯ БУДУЩЕГО КУРОРТА
По мнению Новичкова из Минкультуры, стимулом для развития круглогодичного отдыха должен стать событийный туризм. "Число событий должно быть большим, их должно быть сотни. Мероприятия всероссийского уровня должны проходить каждую неделю. Это отдельная задача по развитию города", - говорит он.
В частности, Новичков напомнил, что Каталония в рамках подготовки к Олимпийским играм в 1992 году приняла план комплексного развития Барселоны и ее трансформации в "глобальный город", учитывающий как развитие самого города, его инфраструктуры, так и событийную составляющую. "В Каталонии и Барселоне это был региональный план, а в Сочи нужно говорить о национальном плане его становления как "глобального города", - сказал он.
При этом эксперты подчеркивают, что Олимпиада служит в первую очередь инструментом для достижения цели. "Мы имеем потенциал и возможность, которые надо капитализировать... Но это вопрос вероятностный", - говорит Новичков, добавляя, что город и регион должны развиваться и после Олимпиады, и это задача не только государства, но и общества.
Согласно мировой практике, Олимпиада дает отложенный эффект, отметил Ветров из Института экономики города. "Влияние мероприятия на развитие региона держится в течение 20-30 лет", - рассказал он.
Новичков, со ссылкой на данные министерства курортов и туризма Краснодарского края, сообщил, что поток туристов в Сочи к 2017 году вырастет до 13 миллионов человек в год с нынешних 4 миллионов.
Согласно обязательствам России, которые она взяла на себя в заявке на Олимпиаду, к 2014 году для нужд гостей и участников игр должны быть предоставлены 3 тысячи номеров категории "пять звезд", 9,6 тысячи номеров категории "четыре звезды", 21,7 тысячи номеров категории "три звезды", 7,2 тысячи номеров категории "две звезды". Более 20 тысяч новых гостиничных номеров, которые будут построены к 2014 году, гарантируются программой строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта. Еще одной ключевой обязанностью организаторов Олимпиады-2014 года является создание определенной транспортной модели.
Лана Самарина, Прайм