Переход РЖД к RAB приведет к росту тарифов на грузоперевозки на 2–3% выше инфляции

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 13 мар - Прайм. Перевод РЖД

на долгосрочное тарифообразование по RAB-методике (регулирование тарифов по методу доходности инвестированного капитала) с пятилетним периодом регулирования приведет к росту тарифов на грузовые перевозки лишь на 2–3% сверх уровня инфляции, пишет в среду газета "Известия" со ссылкой на расчеты Минэкономразвития РФ.

RAB - долгосрочная методика расчета тарифов (от Regulatory Asset Base - регулируемая база капитала) по принципу возврата на инвестированный капитал. Считается, что RAB-система позволяет осуществлять инвестиции без существенного роста тарифов для потребителей. RAB осуществляется исходя из трехлетнего и пятилетнего периода возврата денег.

РЖД выносила на рассмотрение правительства финансовый план и инвестиционную программу на 2011—2013 годы с расчетами по индексации грузовых железнодорожных тарифов на основе методики RAB еще в 2010 году. Профильные ведомства вернулись к обсуждению вопроса осенью прошлого года по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева.

Расчеты, проведенные Минэкономразвития, стали первым официальным исследованием с конкретными цифрами роста тарифов на грузоперевозки при переходе на RAB. Как рассказал газете источник в ведомстве, проведенные анализ показал, что при переходе на новую модель тарифы РЖД могут вырасти лишь на 2–3 процентных пункта сверх уровня инфляции.

При этом аналитики исходили из того, что государство не будет выделять бюджетных субсидий на реализацию инвестпроектов.

В случае частичного сохранения господдержки рост будет менее значительным, показали расчеты Минэкономразвития. Ведомство исходило из реального уровня оптимизации издержек на 1–2% в год и нормы доходности на уровне крупных проектов в развивающихся странах - 10–12,5%. Амортизационные отчисления будут начисляться исходя из полезного срока использования в 40 лет, предполагает модель Минэкономразвития.

ФСТ ранее согласовала рост регулируемых тарифов на железнодорожные грузовые перевозки и услуги инфраструктуры с 1 января 2013 года на 7%.

По словам представителя ФТС, вопрос обсуждается специально созданной рабочей группой и метод RAB-тарифообразования является более предпочтительным, добавив, что параметры модели долгосрочного регулирования еще разрабатываются.

В РЖД отмечают, что сейчас в расчете тарифов на железнодорожные грузовые перевозки уже используется метод, близкий к RAB. В 2009 году ФСТ приняла методику расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли. Эти параметры влияют на решение по индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки.

Представитель РЖД сослался на расчеты ФСТ, по которым переход на RAB может вызвать единомоментный существенный скачок транспортной составляющей. В компании отметили, что в этом ключе вопрос проведения эксперимента на Дальнем Востоке был бы оправдан в рамках сетевого контракта.

По данным РЖД, модернизация узла Ванино–Совгавань на Дальнем Востоке потребует до 2016 года инвестиций в объеме порядка 291 миллиарда рублей. В целом инвестпрограмма РЖД в 2013 году запланирована на уровне чуть более 410 миллиардов рублей, около половины суммы придется на заемные средства. Общий объем инвестпрограммы до 2020 года - 5,9 триллиона рублей, дефицит - 1,9 триллиона рублей.

В РЖД считают, что одним из путей, по которому может идти изменение схемы расчета тарифов, является дифференцированный подход по ряду отраслей, где увеличение железнодорожных тарифов не окажет существенного влияния на снижение прибыльности.

Обсудить
Рекомендуем