Минприроды России поручило Росприроднадзору провести комплексную проверку деятельности компании «ТрансЭко», направленную на выявление и устранение несанкционированного складирования отходов 3 класса опасности - отработанных железнодорожных шпал, пропитанных высокотоксичными и ядовитыми веществами.
ООО «ТрансЭко» является одной из подрядных организаций ОАО «Российские железные дороги».
Как выявила проверка, проведенная инспекторами Росприроднадзора совместно с прокурорами Осташковской природоохранной прокуратуры (Тверская обл.) в настоящее время в п. Соблаго (Пеновский район, Тверская обл.), находящемся в 500 м. от р.Орлинка, впадающей в р.Волгу, а также в 8 км. от истока р.Западная Двина и 30 км. от оз.Селигер, складировано более 200 вагонов шпал, пропитанных ядовитыми веществами.
Размещение отходов 3 класса опасности, содержащих креозот, осуществляется с нарушением требований действующего федерального законодательства и подлежит немедленной приостановке ввиду отсутствия каких-либо проектных документов и заключения Государственной экологической экспертизы на технологию по утилизации шпал.
По результатам проверки, Управлением Росприроднадзора по Тверской области возбуждено дело об административном правонарушении по факту нарушения требований законодательства в области обращения с отходами. Материалы проверки направлены в Пеновский районный суд для принятия судом решения о временном запрете хозяйственной деятельности ООО «ТрансЭко».
Кроме того, Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой направлено исковое заявление к ООО «ТрансЭко» по приведению в первоначальное состояние земельного участка, захламленного отработанными железнодорожными шпалами.
«Учитывая комплексное негативное воздействие на окружающую среду, ситуация требует незамедлительного решения. Отходы 3 класса опасности - отработанные железнодорожные шпалы, пропитанные химическими соединениями, представляют потенциальную опасность для здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает высокотоксичное ядовитое соединение креозот», - пояснил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин.
Ситуацию осложняет тот факт, что ООО «ТрансЭко» отказывается выполнять решение Заволжского районного суда г.Ярославля, согласно которому ООО «Снабженец» (предыдущий собственник земельного участка, на котором складировались и продолжают складироваться отходы) запрещено самовольное использование земельного участка для размещения отработанных железнодорожных шпал.
По информации Минприроды России компания «ТрансЭко» де-факто осуществляет деятельность по экологически безопасной утилизации шпал для филиалов ОАО «РЖД» по всей территории Российской Федерации.
В то же время поступающая информация свидетельствует о том, что передаваемые для утилизации шпалы зачастую просто сжигаются на установках, которые не обеспечивают отсутствие негативного воздействия на окружающую среду и приводят к увеличению выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ.
Второй организацией, выполняющей схожие работы в интересах филиалов РЖД на территории Российской Федерации, является зарегистрированное в Пермском крае ООО «ТМХ-Эко». Данная компания, судя по имеющимся в Росприроднадзоре документам, обладает парком из 3 арендованных автомобилей и некими производственными мощностями (баками и емкостями), в которых должны храниться (утилизироваться) отходы. Однако информацией о том, где и каким образом в реальности утилизируются загрязненные шпалы компанией «ТМХ-Эко» в Росприроднадзоре не располагают.
По предварительный информации речь может идти о так называемой утилизации 5 млн шпал в год без внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также без применения технологий по вторичному использованию отходов.
«Росприроднадзору поручено комплексно разобраться в этом вопросе и проинформировать ОАО «РЖД» о результатах проверки с тем, чтобы компания могла скорректировать действия указанных ООО. Если материалы проверки подтвердят факт нанесения вреда компонентам окружающей среды, будет однозначно поставлен вопрос об отзыве у компаний-нарушителей лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности, а также подсчитан и взыскан в судебном порядке ущерб, нанесённый окружающей среде», - пояснил Р.Гизатулин.
13.03.2013 Пресс-служба Минприроды России