СПРАВКА - Всемирный день прав потребителя

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 15 мар - РИА Новости. Всемирный день прав потребителя отмечается в пятницу.

Ниже приводится справочная информация.

15 марта, начиная с 1983 года, по решению ООН, отмечается Всемирный день прав потребителя. В России он был официально принят в 1996 году – после вступления страны во Всемирную организацию союзов потребителей (Consumers International, CI).

Каждый год праздник солидарности потребителей имеет свой девиз. В 2013 году Всемирный день прав потребителя пройдет под лозунгом "Потребительское правосудие сегодня" (Consumer Justice Now!), призывающим к совершенствованию правовых механизмов защиты потребительских прав и интересов граждан.

История защиты прав потребителей ведет свой отсчет с 1775 года, с момента первого документально подтвержденного протеста потребителей, который был зафиксирован в штате Массачусетс (США), когда продавцы, уличенные в продаже испорченных продуктов питания, были приговорены к позорному столбу.

В 1890 году в США был принят антитрестовский Закон Шермана ? этот документ положил начало формированию законодательной базы для защиты прав потребителей.

15 марта 1962 года состоялось историческое выступление в конгрессе США 35?го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди, в котором он впервые дал определение понятию "потребитель" и выделил четыре неотъемлемых его права: право на информацию; право на безопасность; право на выбор; право быть услышанным.

Зарегистрированное в 1960?е годы в Нидерландах независимое неполитическое некоммерческое объединение потребителей всего мира ? Всемирная организация союзов потребителей, впоследствии дополнила Кодекс потребителя еще четырьмя постулатами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

В 1973 году Европейский союз на 25?й сессии Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей.

9 апреля 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. Основным принципом, заложенным в концепцию документа, явилось признание потребителя в качестве наиболее слабой (экономически и информационно) стороны в отношениях с предпринимателями?изготовителями и продавцами товаров и услуг.

В 1989 году в СССР была создана Всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а также региональные и республиканские общества потребителей.

В декабре 1990 года был создан Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ).

22 мая 1991 года появился первый законодательный акт, защищающий права советских потребителей ? Закон СССР "О защите прав потребителей", который так и не успел вступить в силу в связи с распадом Советского Союза. 7 февраля 1992 года в России был принят федеральный закон "О защите прав потребителей", закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги. Основные права потребителей, прописанные в законе, – право на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, право получение информации о товаре и его изготовителе, а также право на государственную защиту интересов потребителя.

В 1993 году при Комитете Российской Федерации по торговле была образована Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Полномочия Госторгинспекции включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

С 2004 года контроль выполнения законодательства в сфере защиты прав потребителей стала осуществлять Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Согласно проведенному в 2012 году исследованию Счетной палаты РФ, чаще всего права потребителей в России нарушают торговые предприятия. Роспотребнадзор ежегодно проводит порядка 140 тысяч проверок. Более двух третей нарушений приходятся на сферу торговли. Наиболее типичные нарушения ? отсутствие полной и достоверной информации о продавце и товаре, документов, подтверждающих безопасность продукции, нарушение сроков годности товаров и правил продажи.

По данным проведенного в 2012 году Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) опроса, подавляющее большинство россиян (91%) не знали, какие организации занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке. Защищенными чувствовало себя чуть более трети потенциальных потребителей (38%). Всего 4% считали, что защищены полностью. Наиболее оптимистичной оказалась молодежь в возрасте от 18 до 24 лет.

Обсудить
Рекомендуем