Интервью

Не исключаю, что киприоты захотят продать долю в Юниаструм банке

Читать на сайте 1prime.ru

Президент Юниаструм банка Гагик Закарян в интервью агентству "Прайм" рассказывает о ситуации на Кипре, положении главного владельца - Bank of Cyprus, последствиях списания налогов с депозитов и размышляет о будущем островного государства. Беседовала Анна Граник.

Вопрос: Гагик Тигранович, добрый день, начну с вопроса, который, наверное, Вам за неделю задавали не раз: есть ли у ваших вкладчиков счета и депозиты на Кипре?

Ответ: С момента покупки Bank of Cyprus доли в Юниаструм банке прошло четыре года. Все это время мы активно работаем в России. Мы не сопровождали операции открытия счетов на Кипре. Возможно, есть клиенты Юниаструм банка, которые имеют второй счет там. Но мы заинтересованы в работе здесь, в России. Наши интересы не смешаны с интересами группы, хотя Bank of Cyprus - наш мажоритарный акционер с долей 80%. Но он, также как и мы, миноритарные акционеры, заинтересован в развитии бизнеса в России.

Вопрос: Есть ли у самого Юниаструм банка депозиты в Bank of Cyprus?

Ответ: У нас открыт корсчет, на котором есть определенные средства для расчетов. Сейчас там размещено примерно 5% активов. Эти средства не будут заморожены и не подпадают под действие налога. Bank of Cyprus предоставил нам еще в 2009 и 2010 годах долгосрочные кредиты на поддержку малого и среднего бизнеса. Сейчас наш долг по ним составляет порядка 400 миллионов долларов. Мы их по графику погашаем. Кредиты разные - есть достаточно долгосрочные, с погашением в 2025 году, есть те, что гасятся в следующем году. Так что мы - нетто-должники.

Вопрос: Известно, что у Юниаструм банка есть несколько субординированных кредитов, полученных от Bank of Cyprus?

Ответ: Да, есть несколько кредитов, более крупные должны быть погашены в 2021  году. Как вы знаете, они не могут быть отозваны досрочно...

Вопрос: Даже в случае таких форс-мажорных обстоятельств как сейчас?

Ответ: Это противоречит законам и заключенному соглашению. Даже если будут существенные проблемы у Bank of Cyprus, то это не может послужить поводом отозвать средства: ни кредиты, ни суборды. И суд не вправе принять такое решение. Подписав соглашение, вы обязаны его выполнять...

Вопрос: Но ведь его можно разорвать?

Ответ: Понимаете, для этого нужно иметь соответствующие основания. А их нет.

Вопрос: Не предлагали ли кипрские акционеры выкупить их долю в Юниаструм банке?

Ответ: Пока мы это не обсуждали. Теоретически это возможно. У них может возникнуть желание продать свою долю, я не вижу в этом для Юниаструм банка никаких проблем. Я уверен, что будет очень много желающих приобрести их долю, потому что это очень хороший актив. Мы 19 лет работаем на рынке, у нас известный бренд и диверсифицированный бизнес. У нас около 200 точек обслуживания, свыше 600 тысяч клиентов и кредитный портфель в 60-70 миллиардов рублей. Поэтому, если они захотят продать долю, то потенциальных покупателей будет много, и предстоит продолжительный процесс переговоров. На операционной деятельности Юниаструм банка это никак не отразится. Если такая сделка пройдет, то нас, как миноритарных акционеров, должны уведомить, и она должны быть согласована Центральным банком России. Повторюсь, никаких негативных последствий от такой продажи я не вижу.

Вопрос: Вы сами не думали над тем, чтобы выкупить у киприотов часть их пакета?

Ответ: Я не могу ответить отрицательно или положительно на этот вопрос. Вполне возможно. Но об этом говорить рано.

Вопрос: Насколько вырос бизнес Юниаструм банка с момента приобретения 80% долей киприотами?

Ответ: Он увеличился больше чем в два раза. Если при приобретении активы были менее 1 миллиарда долларов, то сейчас они превышают 2 миллиарда долларов, особенно выросли розничные кредиты и ссуды малому и среднему бизнесу, а также клиентская база в целом. Киприоты были удовлетворены.

Вопрос: Напомните, пожалуйста, за сколько они купили свою долю четыре года назад?

Ответ: За 580 миллионов долларов. Но вы понимаете, что цена, если вообще можно будет говорить о какой-либо сделке в будущем, это вопрос оценки бизнеса и переговоров.

Вопрос: Ситуация непростая, не все понимают сути происходящего, нет ли в связи с этим оттока вкладов из Юниаструм банка?

Ответ: Возможно, какие-то клиенты переживают, что напрасно. Ситуация в банке абсолютно стабильная. Мы объясняем, что сколь сложной ни была бы ситуация на Кипре, клиентам Юниаструм банка ничего не угрожает, для них ничего не изменится.

Вопрос: В какую сумму оценивается налог, который может быть удержан с владельцев депозитов Bank of Cyprus?

Ответ: Есть разные сценарии, которые Еврогруппа обсуждает с киприотами. По последней информации, которой я располагаю, речь идет о том, что налог в 20% коснется депозитов с суммы свыше 100 тысяч долларов в Bank of Cyprus и порядка 4% с вкладчиков других банков, так как суммы там существенно меньше. Таким образом, самая существенная нагрузка приходится на самый крупный банк острова - Bank of Cyprus. Эти 20%, насколько мне известно, составят примерно 2 миллиарда евро и еще 4% налога дадут порядка 0,5 миллиарда евро. Списание этого налога неминуемо. На нем настаивает Европа.

Вопрос: Как, на Ваш вгляд, будет развиваться ситуация на Кипре?

Ответ: Для всей Европы это будет плохим прецедентом - попробовать решить вопрос с последствиями списания греческого долга за счет вкладчиков.  Ведь кипрским банкам пришлось списывать греческий долг. Это скажется на всей Европе, на доверии финансовому сектору и его развитии. Что касается самого Кипра, то если найдутся нормальные меры для решения его вопросов: капитализации банков, внешних долгов и иных, то я бы на месте Евросоюза увеличил бы финансирование. Пусть долг будет превышать ВВП в несколько раз, но стоит увеличить срок его возврата и дать возможность нормальному экономическому развитию страны. У Кипра хорошие перспективы туризма, разработки месторождений газа и развития финансового и банковского сектора. Это самый понятный сценарий. Но есть и другой вариант, на мой вгляд, катастрофичный - выход из еврозоны, надеюсь, до этого не дойдет. Ведь на очереди стоят и другие страны...

Обсудить
Рекомендуем