Реклама — двигатель финграмотности и прибыли банков

Читать на сайте 1prime.ru

Яркие билборды, цепляющие глаз баннеры и прочие запоминающиеся рекламные материалы привлекают внимание потенциальных клиентов многочисленных отечественных банков. Так или иначе, каждый задумывается о том, какое же предложение все-таки лучше выбрать лично для себя. Результатом этого можно считать тот факт, что в последние несколько лет россияне все чаще сравнивают условия предоставления финансовых услуг, прежде чем воспользоваться ими.

При этом доля граждан, которые проводят такие сравнения, за последние пять лет увеличилась более чем в полтора раза. Именно такие данные привело в своем очередном опросе Национальное агентство по финансовым исследованиям.

Более 30% россиян всегда проводят сравнение финансовых услуг перед их приобретением, и данная цифра не меняется на протяжении пяти лет. Как правило, это граждане в возрасте от 25 до 44 лет, а также жители двух столиц. Тем не менее количество россиян, проявляющих подобную разборчивость, растет и в других крупных городах. Это не случайно, ведь с активным приходом крупных кредитных организаций в регионы количество банковских продуктов увеличивается. Интересен и тот факт, что доля тех, кто вообще никогда не сравнивает услуги банков, за исследуемый период неизменно держится на уровне 14-18%.



Вспомним, что в прошлом году отмечался не только бум потребительского кредитования, но и активный рост привлечения денежных средств населения в депозиты. В борьбе за клиента по обоим продуктам наблюдалась высокая конкуренция между кредитными организациями. На практике внимание клиентов привлекалось активной рекламой и процентными ставками. По этой причине в 2012-м у банки активно повышали расходы на рекламу. «Известия», опираясь на данные Банка России, пишут, что в ушедшем году кредитные организации увеличили затраты на рекламу почти на 40%. Общие годовые ассигнования всех банков на эти цели выросли до рекордных 35,4 млрд руб.

Активный рост рынка потребительских кредитов, кредитных карт, ипотеки и депозитов, в том числе и сберегательных сертификатов, привел к тому, что основная часть рекламного бюджета пришлась именно на эти категории финансовых продуктов. На этом фоне вспоминается активная рекламная политика Сбербанка, продвигавшего сберегательные сертификаты, потребительские кредиты и кредиты малому и среднему бизнесу. Лидерами по рекламным расходам оказались именно кредитные организации с государственным участием. Так, затраты Сбербанка на рекламу в 2012 году составили 3,96 млрд руб., ВТБ направил на эти цели 4,5 млрд руб. Третьим по величине рекламного бюджета с результатом 1,8 млрд руб. стал Газпромбанк, а за ним следует ВТБ24, соответствующая статья расходов которого составила 1,1 млрд руб. Если рассматривать частные банки, то здесь тройку лидеров по рекламным издержкам сформировали ТКС-банк (892 млн руб.), Совкомбанк (730 млн руб.) и Промсвязьбанк (681 млн руб.).



Впрочем, совсем не удивительно, что самые большие расходы на эти цели отмечаются у госбанков. Ведь они не только могут себе это позволить без явного негативного влияния на финансовые результаты, но и при существующих у них масштабах бизнеса вынуждены тратить немалые средства на рекламу, чтобы сохранить и нарастить позиции в том или ином сегменте рынка. Кроме того, как правило, планирование бюджетов и их окончательное утверждение в банках происходит в конце года, поэтому данные расходы были заложены еще в 2011 году.

Среди госбанков отчетность за 2012 год по международным стандартам раскрыл лишь Сбербанк. Напомню, чистая прибыль крупнейшего российского банка за отчетный период выросла на 10,1% и составила 347,9 млрд руб. против 315,9 млрд руб. за 2011 год, что стало рекордным показателем для Сбера. В связи с этим можно констатировать, что расходы на рекламу помогли Сбербанку не только нарастить кредитный портфель и привлечь средства населения, но и улучшить свои финансовые показатели в целом.

Целевая цена по обыкновенным акциям Сбербанка составляет 115,20 руб., по привилегированным — 83,2 руб.

Обсудить
Рекомендуем