Мобильная связь в самолетах с земли: дорого и трудно осуществимо

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 10 апр – Прайм. Минкомсвязь РФ изучает возможность организации доступа к услугам мобильной связи на бортах самолетов через наземные базовые станции, рассказал его руководитель Николай Никифоров. Крупнейшие российские сотовые операторы сомневаются в целесообразности этого проекта: он будет дорогим и трудно осуществимым, полагают они.

ДАЛЬНОБОЙНЫЕ БАЗОВЫЕ СТАНЦИИ

В среду Никифоров заявил на расширенной коллегии Минтранса, что его министерство отрабатывает в нескольких частотных диапазонах варианты доставки сигнала в самолеты наземными базовыми станциями, которые "светят вверх пятном примерно 100 километров". Тем самым министерство надеется обеспечить покрытие наиболее оживленных авиамаршрутов: Москва-Санкт-Петербург, Москва-Сочи и ряда других.

Мобильной связью уже сейчас можно пользоваться в самолетах ряда авиакомпаний, но сигнал доставляется с помощью спутников, а это достаточно дорогое удовольствие, сказал министр. "Мы сегодня прорабатываем альтернативные способы доставки услуг связи на борт самолета, в том числе с использованием наземной инфраструктуры", - сказал он.

Первым оператором, начавшим оказывать услуги мобильной связи на бортах самолетов, стал "Мегафон", в конце 2010 года организовавший такую возможность в одном самолете "Аэрофлота" (сейчас их уже три). Первоначальные инвестиции оператора в проект составили 150 миллионов рублей, "Аэрофлот" планировал затратить более 1 миллиона долларов. Стороны предполагали, что срок окупаемости составит минимум пять лет.

С ЗЕМЛИ ДОРОЖЕ

По мнению крупнейшего российского сотового оператора МТС, если идея Минкомсвязи будет реализована, примерный объем инвестиций одного оператора только на строительство наземной инфраструктуры для организации покрытия сотовой связи в рамках воздушных коридоров Москва - Санкт-Петербург и Москва-Сочи может превысить 2 миллиона долларов, и эти затраты могут не окупиться очень долго.

"С учетом затрат на установку дополнительного оборудования в самолетах, объем трафика, который может генерироваться абонентами в полете, даже в перспективе 25 лет не сможет покрыть затрат операторов", - сказала агентству "Прайм" представитель МТС.

Поэтому в компании считают, что для реализации такого проекта целесообразно применять механизмы государственно-частного партнерства - как например, при работе по обеспечению связью ключевых российских автотрасс.

Пресс-секретарь "Вымпелкома"

(торговая марка "Билайн") Анна Айбашева отметила, что для реализации подобных проектов требуется специальное дорогостоящее оборудование. "В этой связи возникает вопрос, из какого бюджета могут быть осуществлены такие инвестиции", - говорит она.

Один из участников телекоммуникационного рынка говорит, что осуществленные проекты связи в самолетах с использованием, например, спутников - это несколько миллионов долларов затрат на один самолет.

Реализация проекта представляется трудно осуществимой, говорит представитель четвертого по числу абонентов сотового оператора "Tele2 Россия" Константин Прокшин. "К тому же российские авиакомпании до сих пор не дали однозначного разрешения на использование электронных устройств во время полета", - заметил он.

В "Мегафоне" пока не рассматривали подобный сценарий предоставления услуг связи, сообщила пресс-секретарь компании Юлия Дорохина. Для предоставления услуг связи в воздухе "Мегафон" использует спутниковые каналы связи с самолетом, отметила она.

Обсудить
Рекомендуем