29 марта с.г. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела отчет о результатах проверки деятельности ОАО «Военторг» по выполнению контрактов с Минобороны России, заключенных на оказание услуг (выполнение работ) в 2011-2012 гг. С сообщением выступил аудитор Валерий Богомолов.
На Коллегии отмечалось, что госконтракты на оказание услуг по организации питания и банно-прачечному обслуживанию военнослужащих на 2011-2012 гг. заключались Минобороны России с ОАО «Военторг» как с единственным исполнителем в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 155-р. При этом цели, заявленные при обосновании необходимости наделения ОАО «Военторг» статусом единственного исполнителя, в части сдерживания роста цен за счет прямого контроля себестоимости оказываемых услуг, сохранения имеющегося имущественного комплекса ОАО «Военторг» и сохранения рабочих мест для членов семей военнослужащих, достигнуты не были.
Проверка показала, что сложившаяся система оказания услуг по организации питания и банно-прачечному обслуживанию военнослужащих не соответствует принципу результативности и эффективности бюджетных расходов, определенному Бюджетным кодексом Российской Федерации, затрудняет контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных на указанные цели, и создает предпосылки для их хищения.
Как следует из материалов Коллегии, ОАО «Военторг» самостоятельно услуг по организации питания и банно-прачечному обслуживанию военнослужащих не оказывало, а отбор соисполнителей осуществляло при отсутствии каких-либо критериев. Выборочная проверка привлекаемых соисполнителей показала, что они не являлись высококвалифицированными фирмами-аутсорсерами и создавались, как правило, за несколько месяцев до заключения контрактов между ОАО «Военторг» и указанными предприятиями. Уставный капитал этих предприятий составлял от 10 до 20 тыс.руб.
Как показали результаты проверки, в общей цепочке организаций, связанных с оказанием услуг по организации питания и банно-прачечному обслуживанию военнослужащих, было задействовано от трех до пяти организаций-посредников, что свидетельствует о наличии резервов в части оптимизации расходов на оказание соответствующих услуг.
Выборочная проверка ряда получателей средств, выделенных из бюджета на обеспечение питание военнослужащих, показала, что они были взаимосвязаны между собой через единых учредителей (соучредителей), основными из которых являлись фирмы, зарегистрированные в Республике Сейшельские Острова.
Часть средств поступивших из федерального бюджета на организацию питания военнослужащих направлялась на иные цели, например, на приобретение векселей, выдачу займов, оплату рекламы. Девять предприятий-соисполнителей перечислили на оплату рекламы более 2 млрд. рублей, или 19% от полученных средств. При этом эти 9 предприятий имели задолженность перед реальными поставщиками услуг и были признаны банкротами, использовав перекрестную схему банкротства друг друга, что позволило избежать необходимости расчетов с кредиторами.
В период проверки ОАО «Военторг» передало по договорам пожертвования Минобороны России 61 квартиру. Заключенные договора пожертвования не соответствовали целям, определенным уставом Общества и Федеральным законом от 11 августа 1995 г.№135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях.
Коллегия решила направить представление в Минобороны России и информационное письмо Президенту России. Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания и Главную военную прокуратуру.
Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации
11 апреля 2013 года