Статья

ОСАГО в пакете и другие ноу-хау "Росгосстраха"

Читать на сайте 1prime.ru

 

МОСКВА, 17 апр - Прайм. Крупнейшая российская страховая компания "Росгосстрах", имеющая более 15 миллионов клиентов по ОСАГО, продает теперь полис ОСАГО без положенных скидок за безубыточность и только в комплекте с добровольной страховкой, либо дополнительными услугами, хотя это противоречит законодательству, свидетельствуют результаты расследования, проведенного агентством "Прайм".

Информация о том, что "Росгосстрах" отказывается продавать своим клиентам только страховку ОСАГО, а также перестал применять скидки за безубыточность, появилась в сети интернет на различных форумах и сайтах о работе страховых компаний. Корреспонденты агентства "Прайм" под видом потенциальных клиентов обзвонили около 10 различных отделений "Росгосстраха" в Москве и убедились, что купить в компании только полис ОСАГО без других допуслуг невозможно.

Во всех отделениях озвученная менеджером стоимость полиса превышала рассчитанную на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) цену для определенной модели автомобиля и категории водителей. При этом, продавцы "Росгосстраха" всегда сообщали, что теперь "Росгосстрах" продает полис в комплекте, который помимо ОСАГО включает еще страхование водителя от несчастного случая. А стоимость этой добровольно-обязательной страховки в различных офисах разнилась от 1 тысячи до 1,25 тысячи рублей.

ТОЛЬКО ОСАГО НЕВОЗМОЖНО

Согласно расчетам "Росгосстраха", стоимость ОСАГО для двухлетнего автомобиля с мощностью в 180 лошадиных сил для водителя из Московской области с более чем трехлетнем стажем составляет 6,636 тысячи рублей. Расчет на сайте РСА при базовом коэффициенте бонус-малус (кбм - учитывает убыточность клиента- ред.) равным 1 выдает сумму в 5,385 тысячи рублей.

В одном из офисов корреспонденту "Прайма" сообщили, что с этого года стоимость ОСАГО подорожала, потому что изменились правила страхования. "Расширение плюс 200 тысяч еще по жизни и здоровью добавилось", - уточнил менеджер.

При этом, на вопрос, можно ли купить только ОСАГО, он ответил: "Голое" ОСАГО уже не продаем…Только ОСАГО в данный момент, можно сказать, не бывает. Идет комплексное страхование клиентов". Фразу о комплексном страховании клиентов или о страховании ОСАГО в пакете твердили во всех офисах.

БЕЗУБЫТОЧНОСТИ БОЙ

Стоит отметить, что даже без "вшитого" в полис ОСАГО страхования от несчастного случая, цена страховки в "Росгосстрахе" всегда превышала текущую стоимость полиса, а ведь за каждый год безубыточной езды положена скидка в 5%.

Как выяснилось, всем клиентам, как своим (убыточность которых "Росгосстрах" может проверить в своей информационной базе), так и чужим из других компаний при расчете страховки "Росгосстрах" присваивает кбм на уровне 1.

"ОСАГО подорожало за счет того, что убрали скидки", - прямо сказал один из менеджеров компании. При этом, сотрудники компании в основном объясняли обнуление скидок изменением законодательства и запуском единой базы данных Российского союза автостраховщиков.

"В связи с тем, что как раз появляется эта база РСА, сейчас скидки не даем, потому что эта база формируется, у всех (скидки) обнулились, грубо говоря", - сказал другой продавец "Росгосстраха". Кроме того, часто звучала информация о том, что база РСА недоступна и поэтому всем ставится кбм 1.

Клиентам "Росгосстраха" в случае несогласия приобрести пакетное ОСАГО с кбм равным 1, сотрудники компании предлагали получить в самом же "Росгосстрахе" справку о безубыточности и пойти страховаться в другую компанию. Хотя это происходило не всегда. Некоторые менеджеры уверяли, что скидки за безубыточность отменили во всех страховых компаниях, а не только в "Росгосстрахе".

"Сейчас таким образом работают все, абсолютно все страховые компании, если, конечно, они не хотят потом лишиться своей лицензии на страхование", - уверял один из продавцов "Росгосстраха". "Если они (другие страховщики – ред.) вам делают скидку, то они, скорее всего, делают ее вам незаконно", - утверждал он.

В качестве оригинального объяснения отмены скидок можно выделить следующее. "ОСАГО подорожало за счет того, что убрали скидки… Связано это с тем, что… в сентябре выплаты, которые будут происходить по ОСАГО, будут 400 тысяч на одну машину, 500 – на две и выплаты будут без учета износа… Какое еще есть преимущество – чинить свое транспортное средство вы сможете в своей компании…", - сказал один из менеджеров.

Надо отметить, что часть этих "благ", которые якобы должны посыпаться на клиента в сентябре, является поправками в закон об ОСАГО, которые Госдума только планирует рассмотреть в первом чтении 19 апреля.

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

Лишь один сотрудник "Росгосстраха" среди причин роста цен на ОСАГО и его "укомплектованности" назвал указание руководства.

"Так распорядилось у нас руководство… К данному моменту вот так…. У нас распоряжение, что …мы считаем с коэффициентом 1", - отметил он и признался, что такая ситуация отпугивает клиентов. "Конечно, у нас много проблем и жалоб от клиентов, и постоянных в том числе. Но мы люди подневольные и ничего в данном случае сделать не можем. Оно (руководство – ред.) распорядилось так", - добавил он.

В самом "Росгосстрахе" утверждают, что компания действовала и действует в соответствии с законодательством РФ. "В этой связи, если вы столкнулись с нарушением данного законодательства сотрудниками компании, просим направить в компанию соответствующее заявление с подробным описанием каждого конкретного случая. В компании будет проведено внутреннее расследование, по результатам которого будут приняты соответствующие решения и направлены уведомления", - говорится в официальном комментарии пресс-службы компании на запрос, почему она не продает только ОСАГО и обнулила скидки за безубыточность.

Между тем, в распоряжении агентства "Прайм" есть две внутренние презентации "Росгосстраха" – одна для менеджеров отдела продаж, вторая – для агентов. Так агентам рекомендовано с начала разговора ставить клиента в известность, что ОСАГО теперь продается исключительно в пакете и предлагать на выбор разные варианты. В качестве "довеска" может выступать полис "Фортуна авто" (это и есть вышеупомянутое страхование от несчастного случая), либо диагностическая карта, либо полис мультидрайв, либо карта Российского автомобильного товарищества. В презентации также отмечается, что договоры необходимо заключать с кбм равным 1.

В презентации для агентов подчеркивается, что при продаже ОСАГО с кбм 1 увеличение страховой премии составляет от 300 рублей до 2,8 тысячи рублей.

В презентации для менеджеров отдела продаж отмечается, что итоговая средняя страховая премия по ОСАГО+доппродукты должна быть не менее установленного для подразделения норматива. При этом подчеркивается, что "если клиент не готов приобрести ОСАГО на наших условиях, вежливо отказываем в оформлении". Стоит отметить, что договор ОСАГО является публичным и страховщик не имеет право отказать в его заключении.

Примечательно, что в обеих презентациях приводятся варианты отработки возражений клиентов на высокую стоимость полиса ОСАГО, отмену скидки за безубыточность и отказа от покупки полиса страхования от несчастного случая. Корреспонденты "Прайма" убедились, что продавцы активно используют приведенные в презентациях аргументы на практике.

РЕАКЦИЯ ГОСОРГАНОВ

Агентство "Прайм" обратилось за комментариями по сложившейся ситуации в Федеральную антимонопольную службу и Федеральную службу по финансовым рынкам.

"В ФАС поступают жалобы на компанию "Росгосстрах", что при покупке полиса ОСАГО навязывается страхование от несчастных случаев, либо сотрудники компании или агенты говорят о том, что они не будут продавать полисы без заключения дополнительного соглашения", - сказали "Прайму" в ведомстве.

"Мы направили соответствующий запрос в "Росгосстрах". Кроме того, поскольку содержится указание на навязывание и на отказы, мы направили соответствующую жалобу в Роспотребнадзор и ФСФР", - отметили в ФАСе.

По словам представителя службы, "Росгосстрах" должен предоставить ответ на запрос ФАС до 13 мая. "В зависимости от того, что они ответят, ФАС будет предпринимать какие-то шаги", - сказали в ведомстве.

"Отказ в заключении договоров ОСАГО неправомерен. ФСФР России рассмотрит материалы, которые поступят в службу из других ведомств, в частности ФАС, и, при необходимости, запросит дополнительную информацию в Росгосстрахе", - сообщили агентству "Прайм" в ФСФР.

Екатерина Потапова, Елена Афанасьева, Прайм

 

Обсудить
Рекомендуем