Российское законодательство пока не позволяет эффективно решать проблему роста задолженности за газ

Читать на сайте 1prime.ru

Совет директоров рассмотрел информацию о развитии рынка газа в Российской Федерации и мерах по укреплению платежной дисциплины.
Было отмечено, что средний ежегодный прирост потребления газа в России за последние десять лет составляет 2-3% и связан, в основном, с вводом в эксплуатацию новых и модернизированных объектов электроэнергетики, реализацией Программы газификации, а также освоением новых рынков газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
В то же время общая задолженность российских потребителей за поставленный газ по состоянию на 1 апреля 2013 года составляет 165 млрд руб.
Озабоченность вызывает негативная динамика, демонстрируемая организациями коммунального комплекса (ОКК) - они формируют 30% общей задолженности. Наиболее сложная ситуация с платежами за газ ОКК сложилась в Брянской, Владимирской, Московской, Саратовской областях, в Республике Северная Осетия-Алания, в Кабардино-Балкарской и Чеченской Республиках.
Основной причиной накопления задолженности ОКК является наличие посредников в цепочке расчетов за потребляемый природный газ (включая газовую составляющую в тепловой энергии) в виде недобросовестных управляющих компаний. Для укрепления платежной дисциплины необходимо ввести механизм обязательного «расщепления» платежей за тепловую энергию. Это позволит выделять газовую составляющую и перечислять ее через региональные информационно-расчетные центры непосредственно поставщику газа.
Другой важной причиной является институт частных операторов котельных, работающих на арендованном имуществе. Распространенным явлением стало создание фирм-однодневок с минимальным уставным капиталом, которые, уклоняясь от оплаты за газ, и не имея ликвидных активов, объявляют себя банкротами. В связи с этим необходимо усиление контроля региональных органов власти над передачей муниципального имущества в аренду. Следует ужесточить требования к арендаторам по размерам чистых активов, предусмотрев обязательное страхование ответственности за неисполнение обязательств.
Еще одной категорией потребителей, которая оказывает существенное влияние на рост общей задолженности, является население. Долги населения составляют 37% от общей задолженности. При этом действующее законодательство не позволяет газоснабжающим организациям ограничивать поставки газа населению даже при наличии значительной задолженности. Служба судебных приставов не в полной мере осуществляет взыскания долгов за газ. Так, в 2012 году в адрес должников, период задолженности которых превысил три месяца, были направлены иски на общую сумму более 36,6 млрд руб. При этом было взыскано 28,2 млрд. руб.
В этой связи необходимо сформировать законодательно обеспеченный механизм, который гарантировал бы не только поставку газа, но и его своевременную оплату, в том числе населением.
Серьезной проблемой является и несанкционированный отбор газа. В 2012 году было выявлено 13,2 тыс. таких случаев на сумму более 408 млн руб. По данным фактам возбуждено более 3,9 тыс. административных и уголовных дел, возмещено 85 млн руб.
Совет директоров поручил Правлению продолжить работу, направленную на погашение потребителями задолженности за поставленный газ, а также на взаимодействие с органами власти для совершенствования отечественного законодательства в этой сфере. Информацию о результатах данной работы Совет директоров планирует рассмотреть во II квартале 2014 года.

Справка
«Газпром» является крупнейшим поставщиком газа на российском рынке, обеспечивая более 70% общего объема поставок.
В настоящее время российский рынок газа состоит из регулируемого и нерегулируемого секторов. ОАО «Газпром» является практически единственным поставщиком в регулируемом секторе рынка. Из всех видов топливных ресурсов государственному регулированию подлежат только цены на природный газ, добываемый компаниями Группы «Газпром» и поставляемый российским потребителям.


УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ»

 

Обсудить
Рекомендуем