Статья

Инвесторы должны прийти в леса, а власти - создать им условия

Читать на сайте 1prime.ru

Государству необходимы механизмы взаимодействия и четкого распределения ответственности с инвесторами в лесной комплекс: задача властей РФ - создать условия для инвесторов, а те, в свою очередь, должны решить проблему экономического освоения лесов, сказал член совета директоров группы "Илим" Борис Зингаревич в интервью агентству "Прайм".

Группа "Илим", совладельцем которой он является, работает в отрасли уже более 20 лет. Борис и его брат Михаил Зингаревичи совместно с Захаром Смушкиным являются создателями и основными акционерами компании "Илим Палп", крупнейшего лесопромышленного комплекса России.

Лесной комплекс является одной из болевых точек российской экономики: управление хромает, условий для инвестиций нет, вопросы аренды, воспроизводства и охраны лесов должным образом не решены. На недавнем совещании президент РФ Владимир Путин раскритиковал работу профильного ведомства – Рослесхоза, а через несколько дней его глава был отправлен в отставку.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

"Лес, как любое национальное достояние, накладывает существенные обременения в связи с уходом за ним. Лесовосстановление, борьба с пожарами, поддержание экологического баланса - это огромная работа, ответственность за которую сегодня лежит на единственном собственнике - государстве. Экономическое освоение лесов как природного ресурса полностью лежит на частном бизнесе", - сказал Зингаревич.

Необходимость улучшения системы управления является одним из наиболее острых вопросов развития лесного комплекса. За два десятка лет федеральное лесное законодательство менялось трижды: в 1990-е годы управление лесами было децентрализовано и передано местным органам власти, затем функции по распоряжению лесным фондом отошли субъектам Федерации. В 2004 году управление лесами подняли на федеральный уровень. Нынешний Лесной кодекс в очередной раз передал функции распоряжения и государственного надзора за лесным фондом регионам.

ПОЖАРЫ И ДОРОГИ

"Институт долгосрочной аренды лесных угодий для их промышленного освоения на практике не позволяет решить проблему лесных пожаров и развития инфраструктуры, в первую очередь, лесных дорог. Опыт скандинавских стран с высоким уровнем интенсивности лесного хозяйства опирается, в том числе, на смешанную форму собственности на леса", - отметил Зингаревич.

Российские предприниматели ранее предлагали облегчить условия аренды лесов. Так, в настоящее время Лесным кодексом предусмотрено, что арендатор, добросовестно исполнивший договор аренды лесного участка, имеет преимущественное право на заключение нового договора. По мнению же РСПП, добросовестный арендатор должен быть вправе продлить договор на тот же срок без аукциона, на основании своего заявления. Кроме того, необходимо определить точную, а не примерную, как сейчас, форму договора аренды, чтобы исключить конфликты и не создавать почву для коррупции.

КАК ПРИВЛЕЧЬ ИНВЕСТОРОВ

Еще одной проблемой отрасли является низкая инвестиционная привлекательность. По оценкам экспертов, в строительство одного лесопромышленного комбината без инфраструктуры нужно вложить порядка 1 миллиарда долларов, а с инфраструктурой - втрое больше, при этом сроки окупаемости таких проектов могут составлять не одно десятилетие.

"Задача государства - сделать отрасль привлекательной для инвесторов, разделить с ними бремя ответственности. К сожалению, государственной политики в этой области нет, что и стало во многом причиной "разгрома" на заседании Госсовета в апреле", - говорит бизнесмен, чье состояние журнал Forbes в этом году оценил в 550 миллионов долларов.

По оценкам ФАО ООН, если ежегодные инвестиции в лесной сектор увеличить в пять раз с текущего уровня в 2 миллиарда долларов, то производство круглого леса в России к 2030 году удвоится - со 143 миллионов кубометров в 2010 году более чем до 300 миллионов кубометров. При таком благоприятном сценарии производство продукции целлюлозно-бумажной промышленности должно вырасти с 7,7 миллиона тонн в 2010 году до 25,5 миллиона тонн в 2030 году, отмечалось в исследовании ФАО. Для этого необходимы радикальные улучшения инвестиционного климата РФ.

ГЛАВА ЛЕСОВ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отправил в отставку главу Рослесхоза Виктора Маслякова "в связи с сокращением должности", возглавлять агентство будет замглавы Минприроды Владимир Лебедев.

Лебедев в качестве замглавы Минприроды курировал Рослесхоз, а также департаменты министерства по госполитике и регулированию в области лесных ресурсов и в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира. Масляков, уступивший ему кресло после жесткой критики ведомства со стороны президента РФ, возглавлял Рослесхоз с августа 2010 года. 

"По руководству Рослесхоза вопросы носят системный, и в меньшей степени персональный характер. Качество управления лесом как природным ресурсом проявляется в снижении конкурентоспособности российского ЛПК, который давно стал частью мировой экономики", - считает Зингаревич.

ВТО ПО-ЛЕСНОМУ

Россия после многотрудных 17-летних переговоров вступила во Всемирную торговую организацию. Лоббисты ряда отраслей активно продвигали идею защиты своих бизнесов от открытия рынка. Зингаревича последствия вступления в ВТО не пугают. "Хорошая новость состоит в том, что мы уже давно конкурируем на экспортных рынках, и вступление в ВТО не стало потрясением для отрасли. Что же касается внутреннего рынка, то ключевые международные игроки уже пришли в Россию", - говорит он.

Вместе с тем на экспортных рынках появляются новые конкуренты, например, из Латинской Америки. "Транспорт по морю гораздо дешевле, чем внутри России. Сегодня привезти или вывезти что-то из порта Санкт-Петербург гораздо дешевле, чем перевозки внутри России. Мы относительно дешевы в производстве, но дороги в логистике, поэтому не все рынки нам доступны", - сетует бизнесмен.

Обсуждаемое сейчас объединение Федеральной службы по тарифам и Федеральной антимонопольной службы Зингаревич прокомментировал так: "Главное, чтобы объединение ведомств улучшало конкурентную среду". Укрупненный регулятор должен стимулировать повышение эффективности хозяйствующих субъектов без разрушения бизнеса и предупреждать ухудшение условий для рядовых потребителей и для населения, уверен он.

Прайм

 

Обсудить
Рекомендуем