Статья

Минэкономразвития: как распечатать резервы по правилам

Читать на сайте 1prime.ru

Министр экономического развития России Андрей Белоусов проиллюстрировал мысль о том, что строгость законов в России компенсируется необязательностью исполнения. Отказавшись от прямого противостояния с Минфином в попытках отменить или смягчить бюджетное правило, запрещающее тратить доходы бюджета от экспорта нефти и газа, глава МЭР нашел лазейки в законодательстве, как это правило обойти – и попал в точку. Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на коллегии Минэкономразвития в понедельник, обещал "распечатать" ФНБ при условии, что формально правило будет соблюдено.

Первым эту лазейку в законодательстве нашел президент России Владимир Путин: в послании Федеральному собранию он заявил, что 100 миллиардов рублей из ФНБ в 2013 году могут быть вложены в ценные бумаги, связанные с инфраструктурными проектами. Заявление спровоцировало в экспертном сообществе дискуссию, является ли данное решение нарушением бюджетного правила. Эксперты тогда выражали опасение, что начав тратить "неприкосновенный запас", правительство уже не сможет остановиться. По всей видимости, эти опасения подтвердились.

"В отношении использования ФНБ на определенные цели я вот что скажу: если министр говорит о том, что нужно направить часть средств без нарушения бюджетного правила, и мы знаем, как это сделать, уважаемые коллеги, если можете мне предложить без изменения бюджетного правила, я возражать не буду. Сделайте предложение, и мы этим займемся", - сказал Медведев, выступая на коллегии Минэкономразвития.

Белоусов охотно объяснил, как именно он собирается тратить резервные средства – например, через ВЭБ. Но это будет иметь смысл только если средства будут размещены под сравнительно низкие процентные ставки - 2-4% годовых. "Если они будут размещены в ВЭБе по ставке около 6% - толку будет мало", - сказал министр, заметив, что более низкие ставки должны быть сопоставимы с теми, по которым Банк России размещает средства золотовалютных резервов за рубежом.

400 МИЛЛИАРДОВ ДЛЯ СОМНЕВАЮЩИХСЯ

Позже Белоусов пояснил журналистам, что речь может идти о суммах порядка 200-400 миллиардов рублей в год, причем 150-200 миллиардов можно выделить уже в 2013 году под конкретные, полностью готовые проекты.

Глава МЭР еще раз поставил под сомнение необходимость накопления нефтегазовых доходов в Резервном фонде и ФНБ. Он пояснил, что несколько лет назад в момент создания стабфонда действовал фиксированный курс рубля, а приток нефтяных денег провоцировал денежную эмиссию. Изъятие средств из экономики через стабфонд сдерживало инфляцию. Сейчас же – при плавающем курсе - этой функции уже нет.

Другим аргументом в пользу накоплений, по его словам, была страховка от нового кризиса. Но это сработает, если цены на нефть снизятся, а потом вернутся на прежний уровень. Если же нефтяные цены остановятся на уровне 70-80 долларов за баррель, то "мы просто проедим эти резервы за два-три года и останемся и без денег, и без дорог", сказал он.

Поэтому часть этих средств должна быть направлена на инфраструктурные проекты, чтобы сэкономить более ценный ресурс - время. "И, хочу заметить, это можно сделать без нарушения бюджетного правила", - заявил глава Минэкономразвития, предупреждая возражения со стороны министерства финансов.

ХОЧЕТСЯ ПОБЫСТРЕЕ

Глава МЭР признал, что при размещении средств через ВЭБ временной лаг составит около полугода, так как ВЭБ долго рассматривает проекты. Вместе с тем, подчеркнул он, есть проекты, в которые очень важно направить финансирование именно в 2013 году – это, в частности, инвестиции в дороги Москвы и Подмосковья, проекты вокруг ЧМ-2018 по футболу, а также вложения в реконструкцию БАМа и Транссиба.

Кроме варианта с ВЭБом, сообщил Белоусов, "еще люфты" можно найти в законодательстве. "Мы внимательно изучили то, как записано бюджетное правило в Бюджетном кодексе", - сказал министр, заметив, что такие возможности были найдены, но не уточнил, какие именно.

По словам министра, МЭР фактически уже внесло соответствующие предложения в правительство, однако пока трудно сказать, когда кабинет министров примет решение. "Я надеюсь, что речь идет о месяцах, а не о годах", - сказал он.

ШЕСТЬ ЗАДАЧ ДЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Окрыленный успехом, министр припомнил прежние задачи, которые правительство обсуждает на протяжении последних лет, но пока не может решить. По мнению Белоусова, сейчас Россия вошла в самый сложный за всю постсоветскую историю страны этап: на решение шести ключевых задач ей потребуется в ближайшие годы дополнительно порядка 7,5% ВВП в год.

Первая задача - это решение социальных проблем: повышение зарплат бюджетникам, переселение из аварийного жилья, ликвидация очередей в детские сады. Объем дополнительных расходов на эти цели должен составить 0,6% ВВП. Модернизация вооруженных сил потребует 1,5% ВВП ежегодно, а реформа системы здравоохранения, образования и жилищного сектора – еще 1,7% ВВП.

Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры потребует еще 1,8% ВВП, региональное развитие - 0,4% ВВП, а сокращение нефтяной зависимости - 1,5% ВВП.

Белоусов подчеркнул, что при сегодняшних темпах роста экономики - около 3% в год - потребуется 2,5 года только для создания реального резерва в экономике для выполнения этих задач. "А учитывая, что через бюджетную систему перераспределяется только одна треть прироста ВВП, этот срок увеличивается в три раза - до семи-восьми лет", - считает Белоусов.

 

ДВОЙНОЕ УСКОРЕНИЕ

Чтобы решить указанные задачи, России необходим рост экономики более 6% в год – то есть, в два раза быстрее, чем сейчас, полагает Белоусов. Ранее МЭР понизил прогноз роста ВВП России на 2013 год с 3,6% до 2,4%, и то с некоторой долей оптимизма.

 

Однако в министерстве позитивного настроя не теряют: по мнению Белоусова, в экономике РФ есть резервы для ускорения роста, в частности, инвестиции. Валовые национальные сбережения в РФ сегодня одни из самых больших в мире - почти 30% от ВВП. Однако инвестиции в основной капитал составляют всего 20% ВВП, остальное выводится за рубеж. "Задача - за счет улучшения предпринимательского климата, снижения процентных ставок (уже к 2015 году) достичь инвестиций 25% ВВП, а в перспективе - приблизиться к 30%", - сказал он.

Глава правительства призвал Минэкономразвития заниматься не только улучшением инвестклимата, но и продвижением инвестиционного имиджа России, так как, по его мнению, предпринимательский климат в РФ лучше, чем о нем говорят.

ХАЛЯВУ СОЗДАВАТЬ НЕЛЬЗЯ

Вторым резервом для роста, по словам Белоусова, является экспорт неэнергетических товаров, в том числе машиностроения. Медведев поддержал министра. "Нам действительно нужна современная система поддержки экспорта, потому что где-то наша конкурентоспособная продукция не находит себе места, на тех рынках, где ее традиционно покупали или могли бы покупать, а где-то мы не работаем как следует", - сказал Медведев.

При этом он отметил, что необходимо совершенствовать не только систему господдержки, но и "гарантийные механизмы оттачивать, но чтобы не было ощущения, что вернулась халява".

Еще один резерв роста Белоусов нашел в выведении из тени малого и среднего предпринимательства. По его словам, в России сегодня в теневом секторе работает 18 миллионов человек, и за счет создания условий для их выхода из тени можно увеличить долю малого бизнеса в ВВП с сегодняшних 19% до 40-50%.

КРЕДИТ ДОВЕРИЯ

Медведев признал, что решение поставленных задач требует от коллектива министерства новых подходов в макроэкономическом прогнозировании и стратегическом планировании, но не стал дожидаться, когда заявленные цели будут достигнуты, пообещав поднять зарплату сотрудникам министерства до уровня Минфина.

Ранее Белоусов пожаловался главе правительства, что средний уровень зарплаты сотрудников министерства составляет около 82 тысяч рублей, и оно находится только на восьмом месте среди федеральных ведомств.

Самому же министру, возможно, не придется добиваться поставленных целей. Глава МЭР сообщил журналистам, что согласен перейти на работу в администрацию президента, если такое решение примут президент и председатель правительства.

Прайм

Обсудить
Рекомендуем