На минувшей неделе динамика единой европейской валюты по отношению к доллару разошлась с ожиданиями многих специалистов как западных, так и отечественных, в том числе, и с нашими. Разберем причины, по которым валютная пара EUR/USD вела себя не слишком предсказуемо и поддалась выраженной волатильности, и оценим, что изменилось для пары по итогам недели.
В первой половине недели поводом для укрепления евро против доллара стало долгожданное формирование правительства в Италии, при этом на рынке поднялась спекулятивная волна ожиданий, связанных с щедростью центральных банков и дальнейшим восстановлением экономик США и еврозоны. Повышенный аппетит к риску на мировых биржевых площадках благоприятствовал спекулятивному укреплению евро в преддверии заседания ЕЦБ, а по факту прошедшего заседания рынку потребовалась резкая смена настроений, и курс EUR/USD стремительно развернулся на юг.
Как мы отмечали в прошлой рассылке, среди западных аналитиков за неделю-две до заседания ЕЦБ было распространено мнение о том, что евро может при любом раскладе, даже вопреки существующим закономерностям, окрепнуть после решения о процентной ставке. Если бы произошло только то, что ожидалось большинством, а именно банальное понижение процентной ставки на 0,25% до 0,5%, то ралли евро могло бы продолжиться как минимум до публикации данных по американскому рынку труда в пятницу. Однако президент ЕЦБ Марио Драги сумел удивить экономистов необычно щедрыми обещаниями в плане монетарной политики и многократным повторением слова «слабый» в своих комментариях относительно экономической ситуации.
Но самой главной неожиданностью, ударившей по евро, стало заявление Драги о готовности «без предвзятости» рассмотреть возможность понижения ставки по депозитам (находящейся ныне на нулевой отметке) до отрицательной величины. Ранее мы не раз слышали от главы ЕЦБ комментарии о потенциальных негативных последствиях такой политики, а теперь он готов рассмотреть этот вариант «без предвзятости». Очевидно, что евро лишился шансов на рост сразу, как только эти слова прозвучали в Братиславе.
Кроме того, еще одним прямым намеком на возможность дальнейших мер монетарного смягчения стали слова Драги на тему невысокого инфляционного давления. Риски динамики цен остаются «сбалансированными», констатировал Драги. В контексте многократного повторения слова «слабый» или «слабость» главой ЕЦБ (а мы насчитали как минимум 9 повторов этого слова), монетарное руководство еврозоны оставляет за собой простор для действия. Тот факт, что ЕЦБ готов хотя бы частично уподобиться ФРС в своей политике и пойти на решительные меры, является несомненным фактором давления на евро. Прозвучавшие днем позже попытки сгладить и умалить значимость комментариев об отрицательной ставке по депозитам со стороны ряда членов исполкома ЕЦБ, а именно Новотны и Лииканена, не произвели на рынок особого впечатления.
Второй удар по курсу EUR/USD нанесли благоприятные для доллара данные по рынку труда США, вышедшие в пятницу. Конечно, после мартовского разочарования аналитики существенно умерили свои ожидания по занятости в несельскохозяйственных отраслях, и рост на 165 тысяч превзошел прогнозы большинства. Кроме того, данные за март были пересмотрены с 88 до 138 тысяч, а за февраль и март пересмотры добавили в общей сложности 114 тысяч устроившихся на работу.
Таким образом, по итогам недели на плечах евро повис груз в виде неожиданной щедрости в комментариях ЕЦБ и понижения прогнозов по экономике еврозоны Еврокомиссией, а доллар получил поддержку в лице улучшения ситуации на рынке труда. Соответственно, пока наиболее логичным сценарием на ближайшую неделю представляется ослабление евро против доллара.