Правительство ХМАО отказалось в 2012 году от приватизации государственной страховой компании "Югория". Какие изменения претерпела в связи с этим стратегия развития компании, будет ли она все-таки приватизирована и что за финансовый холдинг формируется на ее основе в интервью агентству "Прайм" рассказал генеральный директор "Югории" Алексей Охлопков.
Беседовала Екатерина Потапова.
Вопрос: Как изменилась стратегия развития компании в связи с отказом от ее приватизации в 2012 году? На чем будут сконцентрированы основные усилия в ближайшие год-два, на какие виды страхования будет делаться ставка?
Ответ: В связи с тем, что изменились основные цели акционера компании, претерпела изменения и стратегия ее развития. Если раньше ГСК "Югория" была ориентирована на рост объемов сборов страховых премий, то в настоящее время наша основная задача – прибыльная работа. Это возможно, если компания будет продавать страховые продукты по рыночным тарифам, экономно использовать ресурсы и иметь низкие управленческие расходы.
В ближайшие год-два основные усилия мы сконцентрируем на оптимизации бизнес-процессов, внедрении единой учетной бухгалтерской и страховой системы, что позволит существенно повысить эффективность нашей работы.
В отношении приоритетных видов страхования могу сказать, что я не сторонник жесткого деления видов страхования на рентабельные и заведомо нерентабельные. Уверен, что и моторными видами страхования можно заниматься эффективно: для этого необходимо пересмотреть наши тарифы, порядок урегулирования убытков, ценообразование, чем мы сейчас активно занимаемся. В ближайшие два года ставка будет сделана на виды, которые приносят компании прибыль и в которых она традиционно сильна.
Вопрос: Остались ли планы по приватизации компании? Если да, то в какой перспективе?
Ответ: Задач по приватизации "Югории" в ближайшей перспективе нет. Возможно, данный вопрос будет актуальным в долгосрочной перспективе.
Вопрос: Каковы основные результаты деятельности компании за 2012 год, прибыльна или убыточна компания и почему?
Ответ: По итогам 2012 года мы в своей отчетности отразили абсолютно все известные нам проблемы компании, включая обязательства и убытки. Мы сформировали страховые резервы в четком соответствии с нормативными документами. Именно поэтому по итогам года компания отразила большой убыток, но нужно понимать, что он накапливался годами и лишь в 2012 году был отражен в отчетности. Следует также признать, что в прошлом году компания работала с операционным убытком в основном по двум причинам: высокие управленческие расходы и недостаточная рентабельность страховой деятельности.
Вопрос: По данным ФСФР, "Югория" в 2012 году вошла в число лидеров по количеству жалоб, поступивших в службу. С чем, на ваш взгляд, связана такая ситуация? Что вы намерены предпринять, чтобы изменить ее?
Ответ: Действительно, в настоящее время у нас есть несколько проблемных территорий, где в конце 2012 года были задержки по выплате страховых возмещений. В ряде регионов России "Югория" традиционно имеет очень сильные позиции, но есть и такие, например, Красноярский край, где мы только начали осваивать рынок и оказались не готовы работать со сверхвысоким уровнем убыточности.
В ближайшее время мы решаем эти проблемы и намерены до конца второго квартала текущего года изменить ситуацию коренным образом: максимально уменьшить количество жалоб и свести на нет задержки по выплатам. Сил и ресурсов для этого у нас вполне хватает.
Хочу подчеркнуть, что "Югория" всегда платила, платит и будет платить своим клиентам, в полном объеме выполнять свои обязательства.
Вопрос: Разрешился ли вопрос с пятой группой риска РСА, нахождение в котрой предполагает выдачу бланков полисов ОСАГО только на пролонгацию? Или "Югория" по-прежнему находится в "черном списке"? Каковы перспективы?
Ответ: Прежде всего, хочу отметить, что мы никогда не числились ни в каком "черном списке".
Во втором квартале 2013 года "Югория" осталась в пятой группе риска, однако, все вопросы, касавшиеся отгрузки полисов, разрешены положительно, о чем есть официальное уведомление Российского союза автостраховщиков. Как только будет завершена дополнительная эмиссия ценных бумаг в объеме 4,6 миллиарда рублей, компания в соответствии с регламентом РСА окажется в более высокой группе, что позволит снять ограничения, связанные с выдачей полисов.
Вопрос: Ранее директор департамента госимущества Югры Анатолий Уткин заявлял, что основные интересы "Югории" будут сконцентрированы на Урале и в Сибири. Означает ли это отсутствие интереса к развитию бизнеса в других регионах России?
Ответ: Действительно, Урал и Сибирь – родные для "Югории" регионы, в которых компания давно работает, умеет оказывать качественные услуги клиентам и получать прибыль. В других федеральных округах мы вошли в сложившийся конкурентный рынок сравнительно недавно, но это не означает, что у нас есть намерение сократить долю рынка в таких регионах. Для нас очень важными остаются Центр, Северо-Запад и Юг России, и мы намерены усиливать наши позиции на этих территориях.
Хочу также отметить, что в настоящее время все 65 филиалов компании, работающие в 58 субъектах Федерации, сохранены. В дальнейшем мы не планируем уходить из регионов присутствия, однако, филиалы, которые не будут иметь положительный результат, могут быть переведены в статус агентств или подчиненных филиалов.
Вопрос: В конце марта правительство ХМАО-Югры приняло решение увеличить уставный капитал "Югории". Однако его увеличение будет произведено за счет имущества, а не денег, почему? Как это решение отразится на деятельности компании?
Ответ: Мы с нашим акционером достаточно долго обсуждали, каким образом увеличить собственный капитал компании. Было найдено такое удачное решение, когда создается финансовая группа, объединяющая в себе практически все финансовые активы округа. Это позволит в средне- и долгосрочной перспективе получить серьезный экономический эффект, который положительным образом отразится на деятельности компании. Еще раз отмечу, что объем дополнительной эмиссии ценных бумаг ОАО "Государственная страховая компания "Югория" составит 4,628 миллиарда рублей, а уставный капитал компании будет увеличен с 2,228 до 3,859 миллиарда рублей. В стране существует немного страховых компаний с таким значительным уставным капиталом, так что и по этому показателю мы будем в числе лидеров.
Вопрос: В связи с тем, что допэмиссия "Югории" обеспечена акциями "Ипотечного агентства Югры" и "Курортов Югры", и все они вошли в состав нового финансового холдинга, планируются ли совместные проекты этих компаний? Присоединится ли к ним Ханты-Мансийский НПФ, который Вы возглавляете?
Ответ: Да, на сегодняшний день мы совместно с руководством ипотечного агентства и негосударственного пенсионного фонда активно обсуждаем возможности стратегического взаимодействия в области реализации совместных проектов. Речь, в частности, идет об объединении каналов продаж, и как минимум, о кросс-продажах.
Мы рассматриваем различные варианты: развитие продаж полисов "Югории-Жизнь" через Ханты-Мансийский НПФ; страхование строительно-монтажных работ посредством ООО "Северные строительные технологии", дочерней компании НПФ; страхование пенсионных накоплений НПФ в "Югории". А в офисах "Югории-Мед" уже начали продаваться продукты Ханты-Мансийского НПФ.
Я считаю, что потенциал проекта огромный, но необходимо время, чтобы проработать все возможные варианты и найти оптимальные пути объединения усилий этих крупных компаний.
Вопрос: А Ханты-Мансийский НПФ войдет в финансовый холдинг?
Ответ: Фактически он уже вошел. А де-юре мы все находимся в едином большом успешном холдинге под названием Югра. И в этом наша сила, конкурентное преимущество и будущее.
Вопрос: Каковы на Ваш взгляд долгосрочные перспективы развития ГСК "Югория"?
Ответ: Я глубоко убежден, что бренд "Югории" является одним сильнейших брендов на страховом рынке России. У компании с таким именем большое будущее, но при этом многое должно быть сделано коллективом и руководством компании для того, чтобы "Югория" заняла достойное место среди лидеров.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.