МОСКВА, 20 мая - Прайм. Коллапс может произойти на российском рынке перевозок зерна из-за планируемого сокращения срока продления службы вагонов, в том числе по этой причине РФ в новом сезоне может не реализовать на 25-30% свой экспортный зерновой потенциал. Такие оценки были озвучены на экспертном заседании в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).
В апреле вице-премьер Аркадий Дворкович поручил РЖД и ряду профильных ведомств обеспечить реализацию плана мероприятий, предполагающего продление срока службы грузовых вагонов не более чем на один год.
НЕ ВЫВЕЗЕМ ТРЕТЬ ЗЕРНА?
По оценке ЗАО "Русагротранс", на долю которого приходится более 80% всех зерновых перевозок в РФ и более 90% перевозок зерна в экспортном направлении, в случае реализации этой меры в России придется до 2015 года списать более 40% действующего парка вагонов-зерновозов, а именно 15 тысяч из 35 тысяч эксплуатирующихся сейчас зерновозов.
"То есть будет коллапс. Отрасль встанет. Это недопустимое решение, - заявил заместитель гендиректора "Русагротранса" Олег Рогачев. - Нельзя по одним меркам мерить универсальный и специализированный парки составов. У них разные условия эксплуатации, соответственно разные сроки износа". По его словам, высоки риски, что в предстоящем сельхозсезоне рынок не будет обеспечен должным количеством вагонов.
Из-за необходимости списания значительной части зерновозов может пострадать и экспорт. "Конечно, 15 тысяч вагонов не одномоментно будут списаны, но, думаю, 25-30% зерна может оказаться недовезенным", - продолжил представитель "Русагротранса". По его словам, автотранспорт не сможет возместить выпадающие объемы железнодорожного транспорта.
Экспортный зерновой потенциал РФ в новом сезоне оценивается экспертами по-разному. Например, по оценке Российского зернового союза (РЗС) при ожидаемом урожае (95-100 миллионов тонн) экспортный потенциал РФ может составить 25 миллионов тонн. Следовательно, фактический экспорт зерна может оказаться как минимум на 6 тысяч меньше возможного.
ТАРИФЫ ВЫРАСТУТ
Кроме того, аграриям и трейдерам станет дороже перевозить зерно.
"Если такое решение (об ужесточении порядка продления срока службы вагонов - ред.) примут, мы, конечно, спишем вагоны, сдадим на металлолом и купим новые. Но за это, естественно, будет платить рынок", - продолжил Рогачев. По его словам, с момента начала действия новых правил тарифы на перевозку зерна могут вырасти на 500-600 рублей. Сейчас тариф составляет в среднем 1,5 тысячи рублей за тонну.
Топ-менеджер "Русагротранса" также обратил внимание, что российские производители в состоянии произвести не более 1 тысячи вагонов-зерновозов в год. "Соответственно, запуская ускоренное обновление парка, заказы на 1 тысячу вагонов мы разместим здесь, на остальные - за границей", - добавил Рогачев. Он отметил, что у "Русагротранса" и сегодня действует плановая программа обновления парка - ежегодно около 1-1,5 тысячи вагонов обновляется либо путем покупки новых вагонов либо путем капитального ремонта действующих.
НА РЫНКЕ НЕ РАДЫ
Ведущие эксперты зерновой отрасли также ожидают проблем на рынке из-за планируемых нововведений.
"В этом случает выпадет очень существенный объем парка. Даже при имеющемся парке рынок в пиковые период испытывает дефицит. В новом сезоне нас ожидает неплохой урожай, экспортный потенциал может составить 25 миллионов тонн, если не больше. То есть, вагонов и так не хватает, а мы еще треть парка исключаем из оборота. Это коллапс", - отметил в понедельник президент РЗС Аркадий Злочевский. Он подчеркнул, что обновление подвижного состава должно проходить в рамках бизнес-процессов.
Генеральный директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов также не считает решение правильным. "Это нерыночное решение. Нагрузка на инфраструктуру резко возрастет", - сказал он.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ
По итогам экспертного обсуждения в РСПП его участники намерены обратиться в правительство и профильные министерства с просьбой сохранить действующий порядок эксплуатации вагонов специализированного парка, сообщил Рогачев.
В Минсельхозе РФ отмечают, что с ведомством инициатива об ужесточении порядка продления срока службы вагонов не обсуждалась.
Замглавы аграрного ведомства Илья Шестаков, присутствующий на экспертном заседании, отметил, что Минсельхоз соберет и проанализирует мнения участников рынка и экспертов, а затем будет принимать дальнейшие шаги. Однако, по словам Шесткова, уже озвученные прогнозы вызывают у министерства опасения относительного ситуации в новом сельхозсезоне.