ЦБ РФ будет способствовать сокращению коррупции в банковском секторе, заявил Симановский

Читать на сайте 1prime.ru

 

МОСКВА, 24 мая - Прайм. Банк России видит проблему коррупции в российском банковском секторе и, не обладая правами по уголовному преследованию недобросовестных банкиров, рассчитывает на новые полномочия в рамках закона о консолидированном надзоре для сокращения "поля криминала", заявил первый зампред ЦБ РФ Алексей Симановский журналистам.

На прошлой неделе разгорелся громкий коррупционный скандал. Владимир Голубков, возглавлявший с 2008 года Росбанк

, "дочку" французской группы Societe Generale, входящую в топ-10 российских банков, задержан при передаче 5 миллионов рублей, якобы части более крупного вознаграждения в 1,5 миллиона долларов, которое глава банка вымогал у экс-депутата Мосгордумы и рок-музыканта Андрея Ковалева за реструктуризацию кредита на 80 миллионов долларов. Совет директоров Росбанка 27 мая рассмотрит вопрос о прекращении полномочий Голубкова.

Симановский отказался комментировать ситуацию в Росбанке, признав наличие проблемы "откатов" в российском банковском секторе.

"Это абсолютно не нормально. Это безобразие полное. За это надо наказывать. Но ЦБ не может принять меры, связанные с откатами, со взятками. Банковские процедуры, внутренний контроль, система принятия решений, должны этому противодействовать, должны быть служебные расследования, если произошло улучшение условий кредитования без изменения ситуации у заемщика", - сказал Симановский.

Банк России, подчеркнул он, не только не имеет полномочий проводить расследования правонарушений, но в настоящее время даже не обладает правом устанавливать требования к системам управления рисками банков. Такое право регулятор рассчитывает получить с принятием закона о консолидированном надзоре, который рассматривается Госдумой во втором чтении.

"Бороться с этой проблемой нужно, в том числе, требованиями по проведению соответствующих процедур. С принятием закона о консолидированном надзоре мы такое право получим и, конечно, будем его реализовывать. <...> Естественно, регулятор в любой отрасли может играть определенную позитивную роль в том, чтобы сокращать поле этого криминала, даже если регулятор не обладает полномочиями по уголовному преследованию", - сказал первый зампред ЦБ.

Он рассчитывает и на позитивную роль другой законодательной инициативы - о повышении ответственности топ-менеджеров и собственников банков за фальсификацию учета и отчетности. "Мы же взрослые люди и понимаем, что в отчетах банков идеально все будет написано <…> и люди будут глазами ясными и круглыми смотреть и говорить: ну, нет, только не у нас", - сказал Симановский.

ЗОНА РИСКА

Наиболее весома криминальная составляющая в кэптивных банках, сконцентрированных на обслуживании своих собственников, считает первый зампред ЦБ.

"В моем представлении, это кэптивные банки. <...> И в первую сотню банков может кто-то затесаться, но в основном это, конечно, банки не крупнейшие", - сказал Симановский.

"В тех 100-200 банках, которые, по сути, являются кэптивными, по их природе нормального управления процессами быть не может, и если оно все-таки есть, то это исключение из правил, какая-то аномалия", - пояснил он, добавив, что на эти банки, по оценкам экспертов, приходится порядка 10% совокупных активов банковской системы.

Говоря о предпринимаемых регулятором попытках противодействовать коррупции в банках, Симановский отметил, что ЦБ и сейчас принимает меры по линии надзора. "Допустим, улучшили клиенту, финансовое положение которого ухудшилось, условия по кредиту, мы сейчас можем принять решение увеличить размер резервов. Но человеку, который при этом что-то положил в карман, от этого хуже не стало. Поэтому есть разные плоскости: у нас финансовая устойчивость, а моральная неустойчивость, в основном, не у нас", - пояснил он.

 

Обсудить
Рекомендуем