Катастрофа советского суперлайнера Ту-144 на авиашоу Ле Бурже 1973 в Париже

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 3 июн - РИА Новости. Сорок лет назад, 3 июня 1973 года, на авиашоу в Ле Бурже в Париже произошла катастрофа советского суперлайнера Ту-144.

Ниже приводится справочная информация.

3 июня 1973 года на 30-м международном авиасалоне в Ле Бурже в Париже во время демонстрационного полета взорвался в воздухе сверхзвуковой самолет Ту-144, после чего он развалился и упал на расположенные под ним жилые районы.

СОЗДАНИЕ

В Советском союзе созданием Ту-144 занималось конструкторское бюро академика Андрея Туполева. Созданию самолета предшествовали обширные теоретические и экспериментальные работы, включавшие многочисленные испытания в аэродинамических трубах и натурных условиях при полетах самолета-аналога. Была принципиально важна скорость проектируемого лайнера - 2,5 тысячи или 3 тысячи километров в час.

5 июня 1969 года на высоте 11 тысяч метров Ту-144 впервые преодолел звуковой барьер. Год спустя, в мае 1970 года, совершил полет на высоте 16,3 тысячи метров со скоростью 2,15 тысячи километров в час. Серийное производство Ту-144 началось на заводе в Воронеже. "Аэрофлот", возлагавший на новый лайнер большие надежды, уже готовил крупный заказ на эту машину.

2 июня 1973 года тысячи посетителей авиасалона в Ле Бурже наблюдали за выходом на взлетную полосу второго серийного экземпляра Ту-144. Самолет совершил над Парижем свой первый демонстрационный полет, который прошел в нормальном режиме - никаких технических неполадок отмечено не было.

КАТАСТРОФА

Во второй день полетов, 3 июня 1973 года, взлет был произведен с ВПП 03 в 15.19 по местному времени. После взлета, выполнив ряд маневров, экипаж Ту-144 произвел заход на посадку на ВПП 03 и запланированный перед полетом проход над ней на низкой высоте и предельно малой скорости с выпущенными шасси и передним крылом. Затем на высоте около 190 метров экипаж на форсированном режиме работы двигателей перешел в крутой набор высоты, убрав шасси и переднее крыло.

На высоте 1,2 тысячи метров самолет на некоторое время перешел в горизонтальный полет, а затем перешел в резкое пикирование. Через четыре секунды после перехода в пикирование на высоте 750 метров экипаж предпринял действия для вывода самолета из пикирования и попытался выпустить переднее крыло. При выводе из пикирования в течение четырех секунд возникла перегрузка до 4-4,5 единиц. На пятой секунде после начала вывода из пикирования на высоте 280 метров при скорости полета 780 километров в час произошло отделение левого переднего крыла, которое ударило по основному крылу, пробив топливный бак. Самолет перешел в левое вращение и разрушился в воздухе в результате перегрузок, превысивших расчетные.

Объятые пламенем обломки упали на городок Гуссенвиль (Goussainville). Обломки самолета разбросало в зоне 1 тысячи метров вдоль траектории полета и 500 метров перпендикулярно траектории полета. В результате падения частей самолета на Гуссенвиль пять зданий были полностью разрушены, 20 получили повреждения. На земле восемь человек погибших и 25 были ранены.

Экипаж самолета в составе Михаила Козлова (командир), Валерия Молчанова (2-й пилот), Владимира Бендерова (руководитель испытаний), Анатолия Дралина (бортинженер), Георгия Баженова (штурман), Бориса Первухина (ведущий инженер по испытаниям) - погиб.

Останки экипажа после судебно-медицинских исследований были отправлены в Москву 9 июня 1973 года. Похороны экипажа состоялись на Новодевичьем кладбище 12 июня 1973 года.

РАССЛЕДОВАНИЕ

Для расследования катастрофы была создана комиссия, в которой принимали участия специалисты СССР и Франции.

Расследование продолжалось более года. В результате комиссия установила, что все системы самолета были работоспособны. Точную причину катастрофы определить не удалось.

Предположительно, перейдя на высоте 1,2 тысячи метров в горизонтальный полет, экипаж Ту-144 мог увидеть перед собой самолет-разведчик Mirage III R ВВС Франции, с борта которого производилось фотографирование полета Ту-144. Несмотря на то что Mirage III выполнял полет тем же курсом и на большей высоте и реальной опасности столкновения с ним не было, экипаж Ту-144, не имея возможности визуально оценить направление полета Mirage III, предпринял резкий маневр уклонения. При этом находившийся в кабине не пристегнутый руководитель испытаний, стоявший с кинокамерой в руках, мог упасть и временно блокировать действия пилота.

ДОРАБОТКА И СВЕРТЫВАНИЕ ПРОЕКТА

Работы над совершенствованием самолета Ту-144 продолжались еще несколько лет. Было выпущено пять серийных самолетов, еще пять находились в процессе постройки. Разработана новая модификация - Ту-144Д (дальний). В ноябре 1974 года серийный Ту-144Д (бортовой номер 77105) поднялся в воздух, а спустя девять лет после своего первого полета, 1 ноября 1977 года, Ту-144 получил свидетельство летной годности. В тот же день были открыты пассажирские рейсы.

За свою недолгую эксплуатацию лайнеры Ту-144 перевезли почти 3,2 тысячи пассажиров. 31 мая 1978 года полеты были прекращены: на одном из серийных Ту-144Д возник пожар, и самолет потерпел катастрофу, разбившись при вынужденной посадке неподалеку от Егорьевска в Московской области.

Катастрофы в Париже и Егорьевске привели к тому, что интерес к проекту со стороны государства уменьшился. С 1977 по 1978 год было выявлено 600 неполадок. В результате уже в 1980-х годах Ту-144 решено было снять с пассажирских рейсов, объяснив это "плохим влиянием на здоровье людей при переходе звукового барьера".

Тем не менее, четыре из пяти находившихся в производстве Ту-144Д все же были достроены. В дальнейшем они базировались в Жуковском и поднимались в воздух в качестве летающих лабораторий.

Материал подготовлен RIA.ru

Обсудить
Рекомендуем