Метро Берлина: двери для инвесторов пока не открываются

Читать на сайте 1prime.ru

БЕРЛИН, 3 июн - РИА Новости, Семен Нехорошкин. Компания BVG, которая принадлежит Берлину и единолично управляет подземкой немецкой столицы, сохраняет монопольное положение и делиться полномочиями не собирается. От конкуренции ее защищает договор с городскими властями, по которому она не должна, а лишь может допускать частных инвесторов.

В мае департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы сообщил, что власти столицы планируют отдать в руки частной компании управление одним из депо столичного метро. Сумма контракта на обслуживание подвижного состава составит около 15 миллиардов рублей. После заключения данного контракта будет принято решение, распространять ли эту систему на весь метрополитен.

На подобный шаг недавно пошли владельцы берлинской сети городских электричек (S-Bahn). Был объявлен конкурс на эксплуатацию нескольких линий S-Bahn. Заявки на участие в тендере компании должны подать до 10 июня. Среди претендентов - канадский гигант Bombardier.

Управляющая компания берлинской подземки таких тендеров не планирует. "У BVG нет никакого интереса объявлять такой конкурс", - сказал РИА Новости представитель компании Клаус Вацлак.

ХОЗЯИН ПОДЗЕМКИ

Современное берлинское метро (U-Bahn) - это 173 станции, девять линий (плюс состоящая из трех станций линия U55, которая впоследствии должна соединиться с линией U5) общей протяженностью 146,2 км. 80% путей проложены под землей. В 2012 году поезда U-Bahn перевезли 507,3 миллиона пассажиров.

Берлинской подземкой управляет компания "Берлинские транспортные предприятия" (Berliner Verkehrsbetriebe - BVG). Она занимается эксплуатацией как дорожной сети, так и подвижного состава. Помимо метро BVG управляет трамвайным, автобусным и паромным сообщением в Берлине. В 1984-94 годах компания отвечала за эксплуатацию S-Bahn (сейчас управляется одноименной компанией, принадлежащей железнодорожному концерну Deutsche Bahn), а в 1989-1991 годах - экспериментальной городской магнитной дороги. Концерн является работодателем для 12,8 тысячи человек.

BVG была создана в 1929 году. С тех пор компания несколько раз меняла организационно-правовую форму и название, но неизменно оставалась в собственности Берлина. После разделения города предприятие в 1949 году также было поделено на две части. Западная сохранила название BVG, а восточная в последствии была переименована в "народное предприятие" VEB Kombinat Berliner Verkehrsbetriebe (BVB). После воссоединения Германии компании объединились под брендом BVG.

По своей организационно-правовой форме BVG является учреждением публично-правового характера (Anstalt des oeffentlichen Rechts - AoeR). В российском праве полного аналога этой форме нет. Немецкое законодательство определяет AoeR как организацию, на которую возложена (как правило, государством или муниципалитетом) некая общественная функция. К федеральным учреждением публично-правового характера относятся, например, немецкий финансовый регулятор BaFin и иновещательная медиакомпания Deutsche Welle.

С правовой точки зрения BVG является самостоятельной организацией. Однако целый ряд решений, в том числе по крупным контрактам и участию в капитале других компаний, правление должно согласовывать с набсоветом, который возглавляет берлинский сенатор по финансам.

ДОГОВОР О МОНОПОЛИИ

На протяжении многих лет BVG остается убыточной. По последним данным, суммарный долг компании составляет около 810 миллионов евро. Убытки компенсируются из городского бюджета.

В соответствии с договором об оказании транспортных услуг, который заключен между BVG и федеральной землей Берлин и действует с 2008 по 2020 годы, власти гарантируют компании выплату до 250 миллионов евро в год. Предприятие может рассчитывать на получение из бюджета до 75 миллионов евро на покрытие дефицита и до 225 миллионов евро на инфраструктурные нужды.

Договор также гарантирует монопольное положение BVG как местного перевозчика. Как пояснил в беседе с РИА Новости эксперт по вопросам транспорта Берлинской торгово-промышленной палаты Луц Кадер (Lutz Kader), соглашение не предписывает допуск частных инвесторов, а только допускает возможность их привлечения.

"Ранее для BVG существовало такое обязательство. Например, в автобусном сообщении. Компания должна была передавать небольшую долю перевозок частным автобусным предприятиям. Но с нынешним соглашением дело обстоит иначе. Существует верхняя граница. Компания не должна, а имеет право передавать до 12% или около того частным предприятиям", - сказала собеседник агентства.

По его словам, BVG прибегает к помощи частных перевозчиков в очень редких случаях. Например, в случае экстренной замены, когда перевозка метро или трамваями на каком-то участке временно невозможна.

Эксперт высказал мнение, что в случае с метро и трамвайным сообщением дорожная сеть должна оставаться в одних руках, но инфраструктуру и эксплуатацию подвижного состава "стоит разделить". "Но этот вопрос пока не стоит в повестке", - отметил Кадер.

Обсудить
Рекомендуем