Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности администрирования страховых взносов, уплачиваемых работодателями сверх общеустановленных тарифов в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, а также по максимальному тарифу - в целях их обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011-2012 гг. и истекшем периоде 2013 г.». С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Владимир Катренко.
На Коллегии отмечалось, что эффективность выполнения Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации функции администраторов рассматриваемых обязательных социальных платежей находится на достаточном уровне, но ее рост сдерживается наличием проблем правового и методического характера, решение которых во многом находится за пределами прямой компетенции фондов.
Результаты мероприятия показали, что суммарный тариф обязательных социальных платежей, уплачиваемый в угольной отрасли отдельными плательщиками взносов с выплат в пользу отдельных категорий работников, уже сейчас доходит до 50,6% и к 2015 году может вырасти до 54,6%. В угольной отрасли в последние годы вводятся новые обязательные социальные платежи (взносы на доплату к пенсии и страховые взносы по дополнительному тарифу на досрочные пенсии), при этом система тарифов в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве разбалансирована (в угольной отрасли имеется троекратный дефицит собственных средств).
Обязательные социальные платежи в настоящее время именуются взносами и правовое регулирование в этой области осуществляется вне рамок налогового законодательства. Однако в Основные направления налоговой политики Российской Федерации по-прежнему включаются положения, касающиеся взносов в государственные внебюджетные фонды. Они именуются там «квазиналоговыми» платежами. Такой подход ретуширует социальный аспект взносов (проблемы социальной ответственности бизнеса перед своими работниками) и на первый план выводит фискальную их составляющую (проблемы налоговой нагрузки на бизнес).
В системе обязательных социальных платежей:
- не определены концептуальные подходы к установлению размеров и динамике тарифов социальных взносов применительно ко всем областям социального страхования в комплексе и критериям распределения бремени финансовой ответственности между работодателями и государством с учетом социальной значимости конкретных видов экономической деятельности;
- не проводится оценка эффективности преференций по обязательным социальным платежам и влияния повышенных тарифов на экономическое состояние соответствующих отраслей экономики.
Нормативная база по вопросам администрирования страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний несовершенна. Остаются открытыми вопросы признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по страховым взносам, предоставления отсрочек (рассрочек) по их уплате. Возникают споры вследствие недостатков перечня выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Коллегия решила направить информационное письмо с приложением отчета в Минтруд России. Отчет и информация об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания. Отчет также направляется в ФСС и ПФР.
Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации
5 июня 2013 года