"Длинные" облигации РЖД и ФСК могут стать основой нового класса инструментов

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 18 июн - Прайм. Облигации со сроком обращения 30-35 лет, размещенные в июне ОАО "РЖД" и ОАО "ФСК ЕЭС"

соответственно, могут в будущем стать основой для развития в России нового класса финансовых инструментов – инфраструктурных облигаций, такое мнение высказали участники рынка, опрошенные агентством "Прайм".

РЖД в начале июня разместили дебютный выпуск инфраструктурных облигаций серии БО-18 на 25 миллиардов рублей и сроком обращения 30 лет. До конца июня компания намерена разместить следующий выпуск инфраструктурных облигаций на 25 миллиардов рублей со сроком обращения 15 лет. Средства, привлеченные от их размещения, планируется направить на финансирование проектов из инвестпрограммы РЖД.

ФСК также размесила 35-летние облигации на 30 миллиардов рублей, привлеченные средства намерена направить на реализацию проектов по развитию и модернизации магистральных сетей. Ставка купона по двум выпускам будет рассчитываться в привязке к инфляции. Ценные бумаги обеих компаний были выкуплены ВЭБом.

По мнению главы блока рынков капитала Газпромбанка Дениса Шулакова, который участвовал в организации размещения облигаций ФСК, "сделка заложила фундамент и закрепила благоприятный фон для дальнейшего совершенствования российских инфраструктурных бондов как финансового рыночного инструмента".

"Сегодня это по сути своей инфляционный бонд, но инфраструктурным его уже называют, потому что он направлен на развитие инфраструктуры и выпущен на такой длинный срок, чтобы была возможность запустить и окупить инфраструктурные проекты. Формирование этого инструмента, как рыночного, еще предстоит довести до конца совместной работой эмитентов, инвесторов, банков-организаторов и регулятора, но сделан очень мощный практический шаг", - оптимистично настроен Шулаков.

НЕТ ТОЧНОСТИ В ДЕТАЛЯХ

Следует признать, что инфраструктурные облигации, как класс финансовых инструментов, в настоящее время на российском рынке отсутствует. Первые шаги в этом направлении были сделаны участниками рынка и регулятором несколько лет назад, однако законопроект "Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций", разработанный ФСФР в 2009 году, был направлен на доработку и до сих пор не внесен в Госдуму РФ.

Руководитель подразделения анализа рынка долговых бумаг Sberbank Investment Research Александр Кудрин, непосредственно принимавший участие над работой положений об инфраструктурных облигациях, вспоминает, что трудности возникли в определении деталей законопроекта.

"Например, как четко привязать и конкретизировать проект к конкретному инфраструктурному объекту? Это важно, поскольку средства должны привлекаться под строительство конкретного объекта, от эксплуатации которого в последствие инвестор получит доход. Также непонятно как прописывать гарантию, как правильно дать определение объекту инфраструктуры", - говорит Кудрин.

Несмотря на законодательную неопределенность, Шулаков из Газпромбанка считает, что прошедшие сделки по размещению облигаций РЖД и ФСК, средства от которых будут направлены на инфраструктурные проекты, могут сдвинуть дело с "мертвой точки".

"Строго говоря, инфраструктурные облигации предполагают залог активов, связанных с объектом инфраструктуры или коммерческим соглашением в основе этого проекта. Компании-эмитенты привлекают средства под конкретные инфраструктурные проекты. Я надеюсь, что эти сделки позволят создать новый сегмент ценных бумаг на российском фондовом рынке, развернуться и доработать саму концепцию инфраструктурных бондов", - выразил надежду инвестбанкир.

Говоря об облигациях ФСК, собеседник агентства отмечает, что данный выпуск можно считать бенчмарком среди подобного рода бондов в России.

"Это самый длинный по сроку обращения корпоративный выпуск облигаций на российском рынке. Для рынка ценных бумаг создан новый класс активов, а для инфраструктурных облигаций и рынка бондов с привязкой доходности к инфляции создан новый бенчмарк. Также есть системообразующий эффект – это дополнительное предложение для развития институционального инвестора", - отметил Шулаков.

ИНТЕРЕС ИНВЕСТОРА

Примечательно, что покупателем двух размещенных выпусков облигаций выступила госкорпорация ВЭБ. Замначальника департамента корпоративных финансов РЖД Павел Ильичев после размещения говорил, что интерес к выпуску проявляли многочисленные российские и иностранные и институциональные инвесторы, "но заявка, как и планировалась, была подана Внешэкономбанком". Он предположил, что частные инвесторы, возможно, будут заинтересованы в последующих выпусках инфраструктурных облигаций с более короткими сроками обращения. Однако не указал, будут ли бумаги в следующий раз предложены частным инвесторам.

Кудрин из Sberbank Investment Research объясняет эту особенность тем, что в настоящее время на рынке отсутствует спрос на такие облигации со стороны рыночных российских инвесторов.

"В нынешних неблагоприятных условиях рынка, инвесторы, как правило, российские банки, в большей степени ориентированы на бумаги с короткой дюрацией. Потенциальными же инвесторами "длинных" облигаций могли бы стать управляющие компании, управляющие средствами пенсионных накоплений, что вполне логично. Но объем средств в их распоряжении не так велик, как у ВЭБа. И предлагаемая по таким бумагам доходность вряд ли их устроит", - отметил эксперт.

По его мнению, еще одним классом инвесторов, которым могли бы быть интересные рублевые "инфраструктурные" облигации – консервативные иностранные инвесторы.

"Но это процесс эволюционный, должно пройти время. К тому же ряд проблем, связанных с допуском иностранных инвесторов на российский рынок, до сих пор не решен, что также осложняет процесс", - заключил собеседник агентства.

Шулаков отмечает, что выпущенные РЖД и ФСК долгосрочные облигации с доходностью, привязанной к инфляции, обладают позитивным социально-экономическим эффектом.

"Рыночный смысл этого инструмента заключается в длинной дюрации и привязке к инфляции. Таким образом, инвестор, особенно инвестирующий средства пенсионных накоплений, получает длинный инструмент со ставкой выше уровня инфляции. Я считаю, что создан благоприятный фон и каркас для дальнейшего совершенствования инфраструктурных бондов именно как рыночного инструмента, и в целом для формирования внутреннего рынка инструментов финансирования инфраструктурных проектов", - говорит собеседник агентства.

"Лиха беда начало! Сегодня эти бонды покупает ВЭБ, завтра пойдут другие инвесторы и пенсионные фонды", - не унывает Шулаков.

Обсудить
Рекомендуем