Национальные железнодорожные компании России, Казахстана и Белоруссии подписали соглашение о создании Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), которая будет заниматься перевозкой контейнерных грузов в рамках Единого экономического пространства, в том числе на транзитных маршрутах между Европой и Азией.
В настоящее время ОТЛК является одним из немногих реальных бизнес-проектов в рамках интеграционных процессов ЕЭП и единственным, направленным на консолидацию инфраструктурных отраслей. Создание ОТЛК позволит сформировать инфраструктурную платформу для реализации других масштабных экономических проектов в рамках ЕЭП, а инвестиции в ОТЛК позволят обслуживать транспортные потребности экономик стран Таможенного союза и сопредельных государств на современном уровне.
Документ был подписан в рамках Петербургского международного экономического форума в присутствии глав государств России, Казахстана и Белоруссии. Свои подписи под соглашением поставили президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, президент АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) Аскар Мамин и начальник Белорусской железной дороги (БЖД) Владимир Морозов.
Как отмечается в соглашении, ОТЛК создается в форме акционерного общества. После получения согласия государственных органов, в уставный капитал будут внесены акции или доли участия в компаниях-операторах подвижного состава и терминалов (ОАО «ТрансКонтейнер», АО «Кедентранссервис», АО «Казтранссервис» и пр.), транспортно-логистических компаниях (ОАО «РЖД Логистика»), а также вагоны для перевозки контейнеров, контейнеры и необходимое для деятельности имущество железнодорожных грузовых терминалов на станциях Забайкальск (Россия), Достык (Казахстан), Алтынколь (Казахстан), Брест-Северный (Белоруссия).
Передаваемое в оплату акций ОТЛК имущество будет вноситься по рыночной оценке, определенной независимым оценщиком из числа ведущих международных компаний.
Проект принесет существенные финансовые выгоды, как для акционеров, так и для государств ЕЭП. Согласно бизнес-плану, общий грузооборот ОТЛК к 2020 году превысит 4 млн. ДФЭ. Дополнительный доход национальных железнодорожных компаний от использования инфраструктуры к 2020 году составит около 1,6 млрд. долл. США. Кумулятивный вклад в ВВП стран ЕЭП к 2020 году, согласно расчетам, составит 11,3 млрд. долл. США, в том числе для России - почти 5 млрд. долл. США, для Казахстана - 5,3 млрд. долл. США, для Беларуси - около 1 млрд. долл. США.
Для обеспечения роста внутренних и международных перевозок, в том числе транзитных, ОТЛК будет осуществлять инвестиции в подвижной состав, контейнеры, терминалы и IT-инфраструктуру, которые к 2020 г. составят около 6,2 млрд. долл. США накопленным итогом. Капитальные вложения будут осуществляться за счет собственных и заемных средств ОТЛК, без привлечения дополнительных средств учредителей.