МОСКВА, 24 июн - Прайм. Корпоративные клиенты, интерпретировавшие слова министра финансов РФ Антона Силуанова как сигнал грядущего ослабления рубля, начали конвертировать свои средства на банковских счетах из российской валюты в иностранную, хотя этот процесс нельзя назвать массовым, свидетельствуют данные опроса агентства "Прайм".
Недавно Силуанов заявил, что в ближайшее время Минфин начнет приобретать на рынке валюту для суверенных фондов самостоятельно, не задействуя Центральный банк. Некоторые интерпретировали эти слова министра как сигнал к ослаблению рубля. Источники в Минфине поражаются тому эффекту, который произвели слова главы министерства, и указывают на "подготовленность почвы" для восприятия любых заявлений на эту тему в негативном ключе.
Интерпретация слов Силуанова спровоцировала панику на российском валютном рынке, толкнув курс рубля вниз. В результате доллар в течение недели подскакивал выше 33 рублей, а стоимость бивалютной корзины направилась к 38 рублям, что совсем рядом с верхней планкой коридора, установленного ЦБ (31,65-38,65 рубля). Впрочем, эксперты считают реакцию рынка излишне эмоциональной, отмечая, что при высоких ценах на нефть у рубля нет фундаментальных причин для ослабления.
МАЯТНИК КАЧНУЛСЯ
Ожидания возможного ослабления рубля привели к резкой конвертации в валюту рублевых остатков на счетах корпоративных клиентов российских банков, рассказал агентству "Прайм" финансовый директор ВТБ
По его словам, в настоящее время банки имеют переизбыток валютных средств, а рублевой ликвидности существенно не хватает. "Эти заявления осложнили нам проблему ликвидности: корпораты, услышав об ослаблении рубля, начали конвертировать свои депозиты в доллары, и это снизило рублевую ликвидность и увеличило валютную, и все пришло в движение", - сказал финдиректор второго по активам российского банка.
При этом он добавил, что не все депозиты можно расторгнуть, и поэтому эффект от этих заявлений продлится еще некоторое время.
"Они конвертируют всё в доллары и обратно кладут. Эти заявления создают волатильность на рынке без всяких на то оснований", - добавил Моос. По его словам, сейчас ситуация нормализуется, но по сути корпоративным клиентам уже был дан жесткий сигнал.
Движение по маршруту "из рублей в доллары" увидели и в МДМ Банке. "Есть такое, это последствия (небольшого) ослабления рубля. Но такого массового движения, как осенью 2008 года, нет. Позже глава ЦБ Сергей Игнатьев сказал, что скорее есть факторы укрепления рубля, а не ослабления", - сказал "Прайму" глава совета директоров банка Олег Вьюгин.
"Отдельные случаи (конвертации в доллары) есть", - сказал "Прайму" глава Юникредит банка Михаил Алексеев, отказавшись от более подробных комментариев.
Сбербанк
"Для этих госбанков ответ отчасти политический, поэтому даже если они видят движение, могут не сказать об этом", - предполагает источник в банковских кругах.
Совладелец сети "Связной" Максим Ноготков и глава СИБУРа Дмитрий Конов сообщили "Прайму", что их компании средства в валюту не перекладывали.
ПО СУТИ ДЕЛА
"Это два разных процесса: движение обменного курса и новая инициатива Минфина по приобретению валюты в ФНБ и Резервный фонд", - сказал "Прайму" глава "ВТБ 24" Михаил Задорнов, в прошлом министр финансов.
Он напомнил, что второй квартал традиционно является самым плохим для платежного баланса РФ и в эти месяцы - с апреля по июнь - происходит максимальное ослабление рубля, в то время как первый и четвертые кварталы - самые сильные.
"В этом нет ничего плохого, это обычная тенденция. В 20-х числах июня рубль укрепится, вы это увидите, а сейчас он примерно равен январю 2012 года. Рубль находится в определенном коридоре и будет там находиться, пока нефть превышает 100 долларов за баррель", - сказал Задорнов.
Он напомнил, что банки предлагали Минфину реализовать этот механизм давно, так как он позволяет убрать колебания курса и добавить рынку ликвидности, а саму процедуру приобретения валюты делает более прозрачной. "Эта мера обсуждалась с начала года и не связана с обменным курсом", - резюмировал собеседник агентства.
Сергей Гарифуллин, "Прайм"