Нужно держать себестоимость и выживать

Читать на сайте 1prime.ru

Рынок алюминия находится в тяжелой ситуации - цена на металл снижается, а его запасы на бирже - нет. Как в связи с этим рассчитывает изменить свое производство и планы по новым проектам крупнейший производитель алюминия в мире - ОК «Русал», в интервью агентству «Прайм» рассказал первый заместитель гендиректора алюминиевого гиганта Владислав Соловьев. Беседовала Светлана Антонченко.

Вопрос: Заканчивается первое полугодие. Могли бы вы оценить ситуацию на рынке алюминия в мире? Есть ли тенденция сокращения запасов металла и перспектива роста цены на металлы?

Ответ: Ситуация на рынке сейчас тяжелая. По-прежнему объем запасов алюминия на складах остается таким же высоким, как и был уже в течение нескольких лет. Единственное, что радует - физический спрос на металл по-прежнему высокий, и премии не падают, они на высоких уровнях по всем регионам: Япония - 250 долларов на тонну, в США - 250 долларов на тонну, в Европе - 280 долларов на тонну. Но поскольку на LME высоки запасы металла и присутствуют трейдеры, на наш взгляд, биржа не отражает сейчас объективную ситуацию со спросом и предложением и балансом мощностей. Поэтому цена там довольно низкая.

Но все понимают необходимость сокращения мощностей. Мы объявили сокращение на 300 тысяч тонн, Alcoa обозначило снижение на 486 тысяч тонн, и китайская Chalco декларирует снижение 380 тысяч тонн, но посмотрим, будет ли это сделано. Скорого изменения ситуации мы, конечно, не ждем.

Мы оставили пока прогноз 2,1 тысячи долларов за тонну на конец 2013 года, однако это будет непросто с таким рынком. Волатильность цен при этом высокая.

Вопрос: Ровно год назад на Петербургском экономическом форуме Олег Дерипаска заявлял, что при цене на алюминий в 2,5 тысячи долларов за тонну компания могла бы возобновить выплату дивидендов. Изменился ли этот ориентир?

Ответ: Пока я думаю, что о выплате дивидендов говорить вообще рано. Даже если биржа неожиданно вырастет, лучше будет выждать и убедиться, что ситуация выправилась.

Вопрос: Могут ли на это повлиять дивиденды от «Норникеля»?

Ответ: Нет. Дивиденды от «Норникеля» пойдут на погашение долга «Русала».

Вопрос: Вы анонсировали сокращение выпуска алюминия в этом году на 300 тысяч тонн. Сохраняется ли этот план? На каких предприятиях и на сколько будет сокращено производство?

Ответ: План остается минус 300 тысяч тонн, не меньше, и даже возможно больше. На Волховском алюминиевом заводе мы перепрофилируем производство на выпуск автокомпонентов, сейчас на ВАЗе остались мощности по выпуску 18 тысяч тонн первичного алюминия.

По Надвоицкому заводу мы сейчас обсуждаем приобретение Ондской ГЭС, и завод будет перепрофилирован на производство фольги. На НАЗе будет выпускаться порядка 35 тысяч тонн первичного алюминия. На Богословском заводе вопрос решен - мы выкупим Богословскую ТЭЦ, и для выпуска алюминия оставили только шестой корпус - это около 25 тысяч тонн металла.

Мы рассматриваем в отношении снижения объемов практически все заводы, в том числе и сибирские. Вопрос не всегда идет о закрытии производства. Снизить производство можно, уменьшив силу тока или увеличив количество капитальных ремонтов. Это будет касаться практически всех заводов «Русала» в разной степени, нужный объем мы наберем по всем заводам.

Вопрос: Ранее господин Полин заявлял, что на сибирских заводах производство будет снижено максимум на 50 тысяч тонн. Изменился ли прогноз?

Ответ: Да, мы пересмотрели эту цифру. Возможно, мы будем сокращать и до 100 тысяч тонн за счет разных заводов в Сибири. Эта программа в целом уже утверждена советом директоров. При этом каждый завод также необходимо вынести на обсуждение. В течение лета мы планируем этим заниматься. Но цифра в 300 тысяч тонн не будет изменена.

Вопрос: Есть ли аналогичный план по сокращению производства алюминия на 2014 год?

Ответ: Пока нет. Она будет принята осенью вместе с бизнес-планом на 2014 год, в декабре. По объемам она будет зависеть от ситуации на рынке. Мы считаем, что в целом в мире надо сократить мощности на 1,5 миллиона тонн. Я уверен, что сокращение в 2014 году последует, а также и далее. Утвержденная ранее программа "Русала" по сокращению мощностей на 275 тысяч тонн до 2018 года просто была увеличена до 300 тысяч тонн и сжата в период 2013 года.

Вопрос: Будет ли разработана аналогичная программа сокращения мощностей по глиноземному дивизиону "Русала"?

Ответ: По глинозему ситуация у нас более-менее сбалансирована. Остановлен боксито-глиноземный комплекс Friguia. По заводу Friguia мы делаем технический анализ, так как он год стоял и его состояние ухудшилось. По результатам будем принимать решение о сроках расконсервации. Но это небыстро.

Глинозёмные заводы в России все прибыльны. Поэтому по российским заводам программы сокращения нет, а что касается зарубежных - то Alpart и Windalco на Ямайке закрыты, Friguia закрыта, итальянская Eurallumina также в стадии анализа ситуации. Но дополнительных закрытий пока не планируем, так как по глинозему мы сбалансированы.

Вопрос: Есть ли планы по продаже этих активов?

Ответ: Если поступят предложения - мы всегда готовы их рассмотреть. Но сейчас нет покупателей на алюминиевые активы.

Вопрос: Недавно представители "Русала" посетили Индонезию, где обсуждали возможность создания глиноземного производства в этой стране. Для чего компании еще одно зарубежное производство, если она закрывает действующие?

Ответ: Индонезия является основным поставщиком глинозема в Китай - около 60% всего китайского алюминия производится из индонезийского глинозема. В Индонезии активно развивается добыча бокситов, и будет развиваться глиноземное производство, так как власти страны приняли решение об ограничении экспорта бокситов и начале собственного глиноземного производства. В Индонезии много угля, который необходим для производства глинозема, поэтому это идеальная страна для таких мощностей.

Мы просто рассматриваем возможность строительства там глиноземного завода, так как можно получить предприятие с минимальной себестоимостью. Обычно глиноземное производство стоит 1 тысяча долларов на тонну мощности. Это вопрос не ближайших двух-трех лет. Это вопрос будущего. Сейчас нам дополнительные мощности не нужны. У нас пока есть проект для развития - это Диан-Диан в Гвинее.

Вопрос: В каких еще странах есть интересные для вас объекты?

Ответ: У нас идет обсуждение по бокситам со Сьерра-Леоне. Мы ездили в эту страну и изучали месторождения бокситов. Я думаю, что в этом году мы уже можем подписать документы о намерениях.

Вопрос: У вас были планы по разработке бокситов совместно с китайскими партнерами в третьих странах. Уже есть какие-то договоренности?

Ответ: Два года назад мы подписали такое соглашение, но пока никакого продвижения нет. Мы общаемся на эту тему с Chalco, Shandong Xinfa Group.

Вопрос: Сколько алюминия и глинозема планирует произвести «Русал» в 2013 году?

Ответ: По алюминию - на 300 тысяч меньше, чем в 2012 году, когда мы произвели 4,172 миллиона тонн. Выпуск глинозема будет сбалансирован относительно выпуска алюминия.

Вопрос: Планирует ли компания какие-то приобретения или создание совместных проектов в ближайшее время?

Ответ: Нет, никаких приобретений мы не планируем. По долгосрочным совместным проектам - это создание алюминиевого производства в Сибири совместно с китайской Chalco. Но это пока только обсуждение. В этом году мы будем бороться с себестоимостью и сокращать долг. Никто ничего строить не будет. Этот год будет небогат на инвестиции как у нас, так и у наших зарубежных коллег. Надо сокращать цены на электроэнергию, опускать курс рубля, держать себестоимость и выживать. Осень будет очень сложной. Кризис идет во всех областях.

Вопрос: Вы договорились с израильской Omen об организации выпуска автокомпонентов на Волжском алюминиевом заводе. Есть ли уже договоренности с другими компаниями по остальным заводам «Русала», которые планируется перепрофилировать?

Ответ: Мы рассматриваем турецких производителей автокомпонентов в качестве партнеров, корейские компании. Это либо автокомпоненты, либо сплавы для автомобильной промышленности. Думаю, что до конца года мы подпишем еще ряд соглашений с другими компаниями, помимо Omen, по нашим западным заводам. Возможно, следующим заводом, по которому будет подписано соглашение, будет Волгоградский алюминиевый завод.

Вопрос: Правительство Украины постоянно заявляет о намерениях забрать у «Русала» Запорожский алюминиевый комбинат. Как вы планируете решать эту ситуацию?

Ответ: Мы абсолютно уверены в своей правоте. Суд назначен на конец года. Все заявления украинских политиков безосновательны.

Вопрос: Какова ситуация на заводе ALSCON в Нигерии? Есть ли планы по выходу из проекта?

Ответ: Мы продолжаем суд в Лондоне по этому заводу, рассмотрение будет длиться еще года два. У "Русала" простая позиция - хотите забрать завод - платите нам вложенные нами в проект 500 миллионов долларов. Нет - мы остаемся.

Обсудить
Рекомендуем