МОСКВА, 4 июл - Прайм. Правительство РФ на заседании в четверг рассмотрит основные направления бюджетной политики и основные характеристики федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Согласно новым параметрам бюджета РФ, дефицит в 2014 году может составить 0,4% ВВП, или 327,1 миллиарда рублей, в 2015 году - 0,56% ВВП, или 455,5 миллиарда рублей, в 2016 году – 0,6% ВВП, или 543,7 миллиарда рублей. Доходы федерального бюджета в 2014 году составят 13,520 триллиона рублей, расходы – 13,847 триллиона рублей. В 2015 году доходы бюджета планируются на уровне 14,780 триллиона рублей, расходы – 15,236 триллиона рублей. В 2016 году доходы федерального бюджета могут составить 15,831 триллиона рублей, расходы – 16,374 триллиона рублей.
В ПЕРВЫЙ РАЗ
Нынешний проект федерального бюджета на 2014-2016 год формируется впервые с учетом разрабатываемой бюджетной стратегии до 2030 года. По прогнозу к 2030 год ненефтегазовый дефицит сократиться до 6% при сохранении долговой нагрузки на уровне менее 15% ВВП. В случае существенного снижения цен на нефть - до 60 долларов за баррель - средств Резервного фонда после достижения им нормативной величины 7% ВВП хватит на три года.
Еще одним новшеством бюджета на будущую трехлетку станет то, что он будет построен не только в привычной функциональной классификации расходов, но и в программной, то есть на основе утвержденных 40 госпрограмм.
Все программы сгруппированы по пяти направлениям: новое качество жизни (12 программ), инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ), обеспечение национальной безопасности (1 программа), сбалансированное региональное развитие (5 программ), эффективное государство (5 программ).
После утверждения в 2013 году госпрограммы "Развитие пенсионной системы РФ" и в 2015 году госпрограммы "Обеспечение обороноспособности страны", доля программных расходов составит 90% от всех трат бюджета РФ.
Другая новация бюджета на трехлетку связана с консолидацией субсидий регионам РФ, теперь межбюджетные отношения будут строиться исходя из принципа "одна госпрограмма - одна субсидия". По словам представителей Минфина, это позволит минимизировать вмешательство федеральных органов власти в дела регионов.
Второй год подряд главный финансовый план страны будет формироваться на основе "бюджетного правила", согласно которому в 2013 году базовая цена на нефть закладывалась на основе средней цены за пять лет - 91 доллар за баррель, с 2014 года период начнет увеличиваться на год до тех пор, пока не достигнет 10 лет.
Таким образом, бюджет 2014 года формируется исходя из базовой цены на нефть на уровне 93 доллара, 2015 года - 94 доллара, 2016 - 95 доллара. При этом цены прогнозируются на уровне: в 2013 году - 105 долларов, в 2014 - 101 доллар, в 2015 и 2016 - 100 долларов за баррель.
В соответствии с этими расчетами, нефтегазовые доходы бюджета РФ в 2014 году составят 6,03 триллиона рублей, в 2015 году – 6,493 триллиона рублей, а в 2016 году – 6,58 триллиона рублей.
КУДА ПОТРАТИТЬ
Минфин РФ, долгое время пытавшийся растянуть во времени военные расходы, в итоге предусмотрел в бюджетных проектировках на 2014-2016 годы резкое увеличение трат по разделу "национальная оборона", при этом запланировал сокращение социальных расходов федерального бюджета, в том числе на здравоохранение, образование и ЖКХ.
Как неоднократно пояснял Минфин, расходы федерального бюджета РФ по таким статьям, как образование и здравоохранение, действительно будут снижаться в 2014-2016 годах, однако это произойдет за счет передачи финансирования на региональный уровень. Впрочем, оппоненты из других ведомств и парламента возражают, что этот маневр все равно означает снижение расходов по этим статьям, так как у регионов может не хватить средств на финансирование своих социальных обязательств. Что же касается военных расходов, то они примерно на 98% финансируются из федерального бюджета.
В 2013 году на национальную оборону в федеральном бюджете запланировано 2,098 триллиона рублей (15,7% в общей структуре расходов). В 2014 году эту статью планируется увеличить к уровню предыдущего года на 21,9% - до 2,558 триллиона рублей (18,6% расходов), в 2015 году - на 22,5%, до 3,134 триллиона рублей (21,2% расходов), а в 2016 году - еще на 9,1%, до 3,418 триллиона рублей (22% от общего объема расходов бюджета).
На национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2013 году будет потрачено 2,048 триллиона рублей (15,3% к общему объему расходов федерального бюджета). В 2014 году расходы увеличатся к предыдущему году на 3,2% - до 2,113 триллиона рублей (15,4% расходов), в 2015 году - на 4,6% - до 2,209 триллиона рублей (14,9%). При этом в 2016 году расходы бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность снизятся к 2015 году на 0,6% - до 2,196 триллиона рублей, а размер этой статьи в общем объеме расходов сократится до 14,2%.
В целом из бюджетной системы в 2013 году на образование будет потрачено 2,845 триллиона рублей (4,3% ВВП), в 2016 году сумма возрастет до 3,579 триллиона рублей в абсолютном выражении (относительно ВВП снизится до 3,9%). Расходы из федерального бюджета в 2013 году составят 681,5 миллиарда рублей (540,5 миллиарда рублей без учета межбюджетных трансфертов) и в 2016 году снизятся до 600,6 миллиарда рублей (580,3 миллиарда рублей без учета межбюджетных трансфертов).
Основной тенденцией по разделу "здравоохранение" является увеличение расходов за счет региональных бюджетов и перенос части расходов на систему обязательного медицинского страхования. Так, расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2013 году составят 515 миллиардов рублей, а в 2016 году - уже 340 миллиардов. При этом в целом расходы из бюджетной системы по этой статье вырастут до 3,05 триллиона рублей в 2016 году с 2,4 триллиона в 2013 году.
На выполнение майских указов президента РФ запланировано потратить в ближайшие три года более двух триллионов рублей: в 2014 году - 511,3 миллиарда рублей, в 2015 - до 731,4 миллиарда, в 2016 - более 800 миллиардов рублей, сообщил замминистра финансов Михаил Котюков. В 2013 году на исполнение указов в бюджете заложено 360,3 миллиарда рублей.
ЧТО СБЕРЕГАТЬ
Резервный фонд на конец 2013 года составит 3,157 триллиона рублей (4,7% ВВП), 2014 года - 3,628 триллиона рублей (4,9% ВВП), 2015 года - 4,073 триллиона рублей (5% ВВП), 2016 года - 4,693 триллиона рублей (5,1% ВВП).
Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) на конец 2013 года может составить 2,848 триллиона рублей или 4,2% ВВП (курсовая разница положительная 163,3 миллиарда рублей), на конец 2014 - 2,883 триллиона рублей или 3,9% ВВП (курсовая разница положительная - 44 миллиарда рублей), на конец 2015 - 2,923 триллиона рублей или 3,6% ВВП (курсовая разница положительная - 51,2 миллиарда рублей), на конец 2016 года - 3,042 триллиона рублей или 3,3% ВВП (курсовая разница положительная - 131,1 миллиарда рублей).
С учетом планируемого размещения в 2014-2016 годах средств ФНБ в объеме до 450 миллиарда рублей в российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, к концу 2016 года объем средств ФНБ, размещенных в финансовые активы, составит 872,6 миллиарда рублей (28,6% объема фонда).
На конец 2013 года объем средств ФНБ, размещенных в финансовые активы, составит 674,1 миллиарда рублей.
Долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу РФ. По состоянию на 1 января 2015 года госдолг России составит 9,471 триллиона рублей (12,8% ВВП), на 1 января 2016 года – 10,798 триллиона рублей (13,2% ВВП) и на 1 января 2017 года – 11,666 триллиона рублей (12,8% ВВП).
Чистое привлечение денежных средств составит 2,079 триллиона рублей, в том числе: в 2014 году – 691,7 миллиарда рублей, в 2015 – 550,3 миллиарда рублей и в 2016 – 836,9 миллиарда рублей.