МОСКВА, 4 июл - Прайм, Елена Федорова. Подавляющее большинство участников предстоящего в четверг совещания у президента РФ Владимира Путина по развитию банковского кредитования видят возможность снижения ставок в создании правовых условий для уменьшения издержек и рисков кредитных организаций, в обеспечении более широкого доступа банков к ликвидности и равных условий конкуренции. Помощник президента Андрей Белоусов остался в меньшинстве со своей идеей о введении индикативных ставок по кредитам.
Российские власти пытаются найти способы оживления российской экономики, рост которой стремительно замедляется (до 1,8% за первые пять месяцев), несмотря на высокие цены на нефть. Одним из тормозов развития, по мнению правительственных чиновников, являются завышенные кредитные ставки.
Президент в мае предложил банкирам обсудить ставки по кредитам на специальной встрече, отметив преувеличение банками своих рисков, что ведет к завышению маржи. В начале июня Путин поручил кабмину и Центробанку до 19 июня представить предложения по снижению стоимости кредитования предприятий реального сектора. На Петербургском экономическом форуме в конце июня президент предложил помочь банкам снизить риски и издержки за счет отмены избыточных контрольных процедур и отчетности.
MERCEDES ПО ЦЕНЕ "ЖИГУЛЕЙ"
Одним из первых на поручение Путина откликнулся министр экономического развития Андрей Белоусов, который позже был назначен помощником президента. Белоусов предложил ЦБ устанавливать индикативные ставки по корпоративным кредитам, что, по его мнению, позволило бы снизить стоимость кредитования и подстегнуть экономический рост.
Эта идея вызвала единодушное отторжение у банковского сообщества и руководства ЦБ и Минфина, не поддержал ее и преемник Белоусова на посту главы Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
Глава ВТБ
Абсолютно нереализуемым и противоречащим принципам "Базеля" назвал это предложение глава Сбербанка
Возглавившая Центробанк Эльвира Набиуллина заявила, что выдача кредитов по индикативной ставке была бы шагом назад, поскольку задачей банков в нынешних условиях является анализ рисков каждого конкретного заемщика с использованием сложных моделей. В случае реализации этой идеи банки не снизят ставки, а просто перестанут кредитовать, считает глава ЦБ. Для стимулирования кредитования нужно "не усиливать административное давление, а развивать конкуренцию", отметила она.
Тем не менее, Белоусов уверен, что его предложение может стать предметом обсуждения на совещании у президента.
НЕ КНУТ, А ПРЯНИК
Совместная рабочая группа Минфина и Банка России отказалась от идеи административного регулирования ставок, сделав упор на стимулирование кредитования.
"Правительство свои предложения, согласованные с Банком России, президенту направило", - сообщил агентству "Прайм" в среду замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, добавив, что на четверг запланировано и заседание рабочей группы.
По его словам, для стимулирования кредитования предлагается, прежде всего, снизить риски банков путем усиления защиты прав кредиторов. В частности, большие надежды возлагаются на запуск с 1 января 2014 года единой информационной системы залога движимого имущества. Кроме того, Минфин предлагает (поправками в Гражданский кодекс и ряд смежных законов) разрешить залог денежных средств, ввести институт облигационеров для предъявления в судах объединенных требований держателей облигаций, а также ввести счета специального режима (эскроу-счета), что позволит кредитовать предприятия под надежные контракты.
Во-вторых, предлагается усовершенствовать правовую базу (нормативных актов ЦБ и законов) для снижения издержек банков. "Часто мы заставляем банки делать разные вещи, которые стоят довольно дорого, но особого смысла уже не имеют", - сказал Моисеев, приведя в пример слишком обременительные для банков правила кассового и архивного дела, радиационный контроль. Планируется также оптимизировать функции банков по валютному и налоговому контролю.
Третье направление - развитие конкуренции. По словам Моисеева, Минфин поддержит внесенный депутатом Анатолием Аксаковым законопроект о потребительском кредите, который позволит создать условия для честной конкуренции. В том же направлении должен работать и правительственный законопроект, повышающий страховые взносы для банков, которые завышают ставки по вкладам; а также ужесточение Банком России с 1 июля требований к капиталу банков, устанавливающих завышенные ставки по потребкредитам.
ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ
Получат банки и желанную ликвидность, но ЦБ и Минфин не собираются разбрасывать деньги с вертолета.
Для облегчения доступа банков к ликвидности Центробанк, в частности, может расширить их рефинансирование под залог кредитов, обеспеченных госгарантиями. Для этого, по словам Моисеева, надо разрешить передавать Центробанку права требования по таким гарантиям в случае банкротства банка. Рассматривается также идея рефинансирования в ЦБ кредитов, выданных под залог зерна в элеваторах.
ЦБ также рассматривает возможность рефинансирования банков под залог закладных по ипотечным кредитам. В законопроекте о мегарегуляторе, пояснил Моисеев, предполагается убрать ограничения на виды инструментов, которые ЦБ может использовать при рефинансировании. В случае принятия закона, список инструментов будет определять совет директоров Центробанка. "ЦБ будет более гибок в выборе инструментов. Мы такую возможность ЦБ обеспечим", - сказал замминистра.
Среди представленных президенту предложений - уменьшение оттока ликвидности из банковской системы в наличность путем ограничения максимального размера операций с наличными. Размещение Минфином средств на депозитах в банках (в русле процентной политики ЦБ) и покупка валюты на рынке для Резервного фонда также будут способствовать улучшению ситуации с ликвидностью, сообщил Моисеев.
Минфин прорабатывает и возможность установления максимального лимита на размещение средств в ЦБ, чтобы исключить излишнее абсорбирование ликвидности, однако эта мера пока не внесена, сообщил замминистра. "Кассовые риски сейчас очень высоки, и это ограничивает возможности такого рода точного планирования", - сказал он, пояснив, что речь идет о рисках исполнения бюджета из-за приватизации и рисках размещения евробондов.