Три сценария приватизации Ростелекома

Читать на сайте 1prime.ru

Ростелеком проходит через второй этап реорганизации, которому был дан старт 24 марта 2012 года президентом РФ. Официально заявляется, что основная цель этого процесса состоит в создании единой компании. Будет устранено перекрестное владение акциями со Связьинвестом, наряду с которым к Ростелекому присоединят еще 20 компаний, на данный момент прямо или косвенно принадлежащих довольно запутанной структуре из Ростелекома и Связьинвеста.

Структура собственности Ростелекома



Источник: данные компании.

На мой же взгляд, реорганизация Ростелекома обусловлена еще и необходимостью пополнить федеральный бюджет за счет доходов от приватизации. Планы по продаже компании в течение 2014 года были представлены Минэкономразвития на заседании правительства РФ от 27 июня. Причиной переноса на более ранние сроки мог стать прогноз дефицита бюджета на будущий год, оценивающийся в 400 млрд руб. Эта цифра была недавно озвучена на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. До конца текущего года ситуация вряд ли изменится кардинально. Так, дефицит бюджета в 1-м квартале 2013 года составил 0,9% от ВВП. Тенденция к увеличению этого показателя вызывает у правительства потребность в поиске дополнительного источника финансирования.



Источник: данные компании.

Ранее одной из основных причин переноса приватизации Ростелекома на 2015-2016 годы была нерешенная судьба спецсвязи, обслуживающей ФСО, ФСБ и Министерство обороны. Руководство силовых ведомств небезосновательно беспокоилось, что государство потеряет контроль над компанией, которая предоставляет им средства связи и обеспечивает обслуживание специального оборудования. Скорее всего, в процессе подготовки к приватизации оказалось технологически невозможно выделить в отдельную структуру сегмент спецсвязи. Правительство рассматривало варианты сохранения у государства «золотой акции», выделения спецсвязи в отдельную госкомпанию или запрет на участие в приватизации нерезидентов.

Кроме того, Ростелеком столкнулся с тем, что его капитализация с начала 2013 года сократилась почти на 100 млрд руб., примерно до 260 млрд руб. Этот фактор негативно сказывается на потенциальном доходе государства от передачи компании в частные руки. С учетом всех сопутствующих этому процессу проблем я ожидаю, что приватизация Ростелекома произойдет по одному из нижеперечисленных сценариев.

Первый сценарий подразумевает разрешение накопившихся проблем посредством продажи госпакета Ростелекома компании с лояльным к нынешнему правительству страны руководством. В роли покупателя в этом случае вполне могла бы выступить АФК Система. К концу 2013 года холдинг может получить около 320 млрд руб. от продажи 89% Башнефти и около 38 млрд руб. от продажи 49% Русснефти. Стоимость 50%-го пакета Ростелекома, по оценке Ernst & Young, проведенной для выкупа перед реорганизацией, равнялась около 200 млрд руб. С учетом чистого долга оператора, который по состоянию на 31 марта 2013 года достигал 206 млрд руб., приобрести этот актив Системе вполне по силам. Оценка выше рыночной стоимости в данном случае применима в связи с продажей мажоритарного пакета, превышающего 50%. На данный момент Система владеет 53% акций МТС, так что у руководства холдинга есть необходимый опыт управления мажоритарным пакетом в крупной компании телекоммуникационного сектора. Вопрос со спецсвязью также можно будет считать решенным, поскольку председателем совета директоров и владельцем 62% акций Системы является Владимир Евтушенков. Он входит в целый ряд комиссий и советов при правительстве и президенте РФ. В целом подобная сделка будет оптимальной для властей с точки зрения получения дополнительных доходов в бюджет. В свою очередь АФК Система заинтересована в том, чтобы получить контрольный пакет в крупнейшем операторе фиксированной связи.

Второй сценарий предполагает продажу Ростелекома российской «большой тройке» — МТС, Вымпелкому и Мегафону. Ранее данный сценарий освещался в прессе. По итогам 1-го квартала 2013 года объем денежных средств на счетах трех компаний «большой тройки» составлял около 260 млрд руб. Кроме того, у них относительно невысокая долговая нагрузка: у Мегафона соотношение чистого долга/OIBTA за 12 месяцев составляло 0,85, у Вымпелкома — 2,47, а у МТС — 1,11. Судьба спецсвязи также не вызывает опасений в связи с активным сотрудничеством операторов с властями в сфере государственной безопасности. Отдельно стоит отметить, что при реализации данного сценария госпакет будет разделен на части. С учетом более низкой цены миноритарных пакетов государство сможет выручить за свою долю в компании около 160-180 млрд руб.

По третьему сценарию приватизация Ростелекома может быть проведена посредством размещения госпакета на рынке. В данном случае цена может оказаться еще ниже из-за относительно небольшого размера отечественного фондового рынка. Госпакет Ростелекома по данному сценарию вряд ли может быть оценен выше 150-160 млрд руб. Также это подразумевает сохранение «золотой акции» в руках у государства. Специальные права позволят ему сохранить частичный контроль за деятельностью компании, а также утверждать изменения положений устава или накладывать на них вето.

В целом, приватизация будет выгодна для компании. У Ростелекома существует большой потенциал в плане улучшения операционной эффективности, который сможет реализовать уже частный собственник. Скорее всего, приватизация будет происходить с использованием промежуточных собственников (РФПИ) и включать в себя присоединение дополнительных активов, наподобие Теле2 Россия. Целевая цена обыкновенных акций Ростелекома составляет 110,2 руб., привилегированных — 69,6 руб.

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.

Обсудить
Рекомендуем