МОСКВА, 5 июл - Прайм, Мария Захарова. Государство медленно, но верно сокращает свое присутствие в аэропортах московского авиатранспортного узла, отдавая его на откуп частным инвесторам; в свою очередь госкорпорация "Ростех" намерена усилить присутствие в авиаактивах; а госмонополия РЖД разработала механизм получения обещанных президентом денег на инфраструктуру.
МАУ ДЛЯ ЧАСТНИКОВ
Президент РФ Владимир Путин в среду провел совещание по развитию московского авиаузла, на котором был принят ряд стратегических решений, в частности, о консолидации государственного и частного имущества в "Домодедово", "Внуково" и "Шереметьево" в формате трех АО.
Пассажиропоток в МАУ в среднем растет на 12% в год и в 2012 году достиг 64 миллиона пассажиров, к 2030 году ожидается увеличение почти втрое - до 179 миллионов человек в год, однако существующие ограничения по пропускной способности не позволят этого достичь. В московский авиаузел входит три аэропорта – "Домодедово", "Шереметьево" и "Внуково". Об объединении двух последних Путин заявил еще в 2011 году, однако реализовать эти планы, скорее всего, так и не удастся. Государство решило пойти по другому пути: при явном дефиците госсредств в аэропорты привлекут больше частных инвестиций, фактически отдав аэропорты на откуп частным инвесторам.
ЧИТАТЬ: Путин: бенефициары московских аэропортов должны быть известны >>
По итогам совещания министр транспорта Максим Соколов сообщил, что в краткосрочной перспективе власти отказались от идеи объединения аэропортов "Внуково" и "Шереметьево" в формате единого общества. Однако госимущество в виде земельных участков, взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек будет консолидировано с тем, чтобы передать их в управление Росимуществу, а затем в концессию. Приоритетными концессионерами станут операторы аэропортов. Для контроля за этим имуществом создадут единую госкомпанию, однако ее функции пока окончательно не определены.
Не объединяя аэропорты, государство объединяет бизнесы внутри каждого из них - для каждого аэропорта планируется создать отдельное АО. Государству принадлежит 83,4% акций "Шереметьево", 74,7% и 25% плюс одна акция в двух компаниях "Внуково", владеющих старым и новым терминалом, остальные акции у частных владельцев, также как и другие объекты на территории аэропортов – ТЗК, терминалы бизнес-авиации, такси, компании, поставляющие бортпитание, и прочее. В "Домодедово" достоверная структура собственности неизвестна, однако государство не является акционером ни в одной из компаний. Таким образом, государство осознанно идет на уменьшение своей доли, и уже очевидно, что, к примеру, в том же "Внуково" государство потеряет контроль.
Итоги совещания при этом не принесли ответа на главный вопрос: как государство и частные инвесторы будут решать проблему с дефицитом пропускных мощностей МАУ. Нанятый консультант предложил на рассмотрение семь альтернативных вариантов, в том числе создание "малых аэропортов", однако решения приняты не были, и когда правительство вновь рассмотрит этот вопрос, не определено.
"РОСТЕХ" РАЗДЕЛИТ С DAIMLER "КАМАЗ" И РАССЧИТЫВАЕТ НА "АЭРОФЛОТ"
Госкорпорация "Ростех" практически завершила передачу российских автопроизводителей под крыло иностранных компаний и хочет плотнее заняться авиацией: как сообщил глава "Ростеха" Сергей Чемезов, автоконцерн Daimler, контролирующий 15% КАМАЗа
ЧИТАТЬ: "Ростех" предлагает передать ему госпакет "Аэрофлота" после приватизации >>
Вместе с тем Чемезов разработал свой план приватизации "Аэрофлота"
ЧИТАТЬ: Daimler до конца года может увеличить долю в КАМАЗе до 42-45% >>
КАК ПОЛУЧИТЬ МИЛЛИАРДЫ НА БАМ И ТРАНССИБ
На Питерском форуме Путин заявил, что государство на возвратной основе вложит из ФНБ 450 миллиардов рублей в окупаемые инфраструктурные проекты, в том числе в Транссиб. Глава РЖД Владимир Якунин попросил направить эти средства и на Транссиб, и на БАМ. РЖД уже через пару недель придумали схему, как сделать окупаемыми заведомо неокупаемые средства.
Как сообщил "Прайму" источник в компании, РЖД предлагают обслуживать средства ФНБ за счет дивидендов и поступлений налогов во все уровни бюджетов РФ и вернуть их фонду после возможной приватизации. А поскольку срок окупаемости проектов сверхдлинный, РЖД считают целесообразным внести средства в уставный капитал компании.
По словам этого источника, максимальный приемлемый срок заимствований для компании с учетом инфраструктурных облигаций составляет до 30 лет, а срок окупаемости данных проектов составляет 50 лет. Притом порядок использования средств ФНБ - это возвратные деньги, и если проект не окупается за 30 лет, то более целесообразно покупать акции РЖД через допэмиссию. Приватизация 25% минус одна акция РЖД планируется в 2014-2016 годах. Реакция профильных министерств и ведомств пока неизвестна.