Краудфандинг: на что способны частные микроинвестиции

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 9 июл - Digit.ru, Полина Осокина. Экономический кризис 2008 года подстегнул распространение новых способов получения денег на развитие проектов или идей. Среди них различные формы краудфандинга, системы «народного» финансирования. Непрофессиональные инвесторы и обычные люди вкладывают деньги в проект на типично демократических саморегулируемых условиях и ожидают от этого отдачу. Иногда их надежды сбываются.

Краудфандинг - один из способов получения пожертвований от частных лиц на те или иные цели. Он имеет ряд отличительных черт, которые позволяют не смешивать его с донейшеном (donation) и краудинвестированием.

КРАУДФАНДИНГ И ДОНЕЙШЕН 

Краудфандинг отличается от донейшена (дотирования) тем, что при такой модели проект или человек собирает не абстрактные («кто сколько может»), а конкретные суммы на определенные проекты и указывает, что ожидает жертвователя за его взнос.

Подобная практика за рубежом существует уже более 5 лет и за это время была поставлена на достаточно стабильные рельсы. Итоговая сумма пожертвований на проект в краудфандинге - обычно от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Получатель устанавливает верхнюю планку по сбору средств и срок действия кампании. Если ему удалось собрать больше, эти деньги также остаются у него.

Получатель зачастую предлагает дополнительные «бонусы» для тех, кто пожертвовал на проект немаленькие суммы. Например, в проекте «Для нас ничего» (съемка фильмов) пользователь, который внес 10 и более тысяч рублей, не только будет упомянут в титрах как «генеральный продюсер», но и получит возможность посмотреть фильм за месяц до официального релиза. Режиссер отечественного фильма «28 панфиловцев», готов лично встретиться или поговорить по скайпу со спонсорами, пожертвовавшими на проект 100 тысяч рублей.
В случае донейшена у проекта/бизнеса нет ни установленного срока, ни нижнего и верхнего лимита суммы. При этом тот, кто сделал вклад, не уверен в отдаче и не знает точно, спасет ли внесенная им сумма проект или нет.

КРАУДФАНДИНГ И КРАУДИНВЕСТИРОВАНИЕ  

Краудфандинг отличается от краудинвестирования тем, что он не предполагает покупку долей в бизнесе. По большому счету, фандинг больше похож на предзаказ той или иной продукции или услуги, выраженной в условных ценах. Инвестирование предполагает вовлечение в бизнес-процесс компании-поставщика или изготовителя.

За рубежом при краудинвестировании «деньги толпы» распределяются по разным площадкам, у которых есть специальные условия, ограничивающие деятельность непрофессиональных инвесторов в их «раздаче» денег. Например, любая площадка по краудинвестированию не гарантирует отдачи и в явном виде указывает на рискованность вложений. Ведь речь идет пока о долях в бизнесе, который ничего не зарабатывает сам. Он оценивается только виртуально (типичная ситуация для стартапов в области хай-тек, IT, телекома, интернета, новых медиа) - до тех пор пока туда не придут стратегические или институциональные венчурные инвесторы.

Аналитики и эксперты пытаются разделить краудфандинг и краудинвестирование. Они предлагают выделить краудфандинг в отдельную нишу, которая часто связана с творческими проектами, а краудинвестирование всегда относить к коммерческим стартапам. Но в мире уже есть успешные «смешанные» примеры.

Один из них - американский проект Upstart. Он направлен на выстраивание коммуникаций между инноваторами или просто носителями тех или иных идей и частными инвесторами. Последние вкладывают небольшие суммы в виде займа на развитие идей до прототипов или готовых коммерческих продуктов. Впоследствии инвесторы будут получать долю от прибыли или доходов итогового бизнеса.
В договорах Upstart написано, что подобные инвесторы не имеют права претендовать больше чем на 10% от прибыли проекта. Итоговая сумма при этом не может превышать пятикратного размера займа. Так система сдерживает и предпринимателей, и инвесторов и удерживает их от «пузырей» и «пирамид».

KICKSTARTER 

Успешный западный пример краудфандинга - площадка Kickstarter, расцвет которой пришелся на последние два года. На ней выставляются преимущественно IT и хай-тек проекты, которые в представляют собой в основном утилитарные разработки, реже - НИР и НИОКР. Это не мешает пользователям достаточно щедро финансировать их создателей. Каждый 10 проект на Kickstarter превышает планку в 20-30% сборов от нужной суммы за достаточно короткий срок, а истории, когда проект собирает 200% и более, уже стали хрестоматийными.

Ограничение Kickstarter - американское право, которое либерализовано в основном для жителей США согласно так называемому JOBS Act, открывшему в 2012 году малому бизнесу путь к «деньгам любителей» в размере до 1 млн долларов. Поэтому на Kickstarter довольно мало компаний не из США. Это, впрочем, не мешает иностранцам, в том числе и россиянам и украинцам, регистрировать LLC в офшорной зоне в штате Делавер и принимать взносы. Так, например, поступили создатели Lightpack (Россия), а также разработчики также компьютерных игр Knock Knock (Россия) и Skyjacker (Украина).

«Единственная работающая платформа краудфандинга - это Kickstarter»,- сказал Александр Дресен, управляющий партнер T34Moscow. По его словам, ни один из локальных игроков не смог добиться или прибыли, или стабильной работы с проектами.

«Краудфандинг работает, в этом нет сомнений. Посмотрим на статистику Kickstarter за 2012 год - более 18 тысяч проектов привлекли более 300 миллионов долларов США от более 2 миллионов людей. Для некоммерческих проектов доступны деньги спонсоров - краудфандинг и служит спонсором в глобальном масштабе», - сказал Гайдар Магдануров, директор по инвестициям венчурного фонда Runa Capital. По его словам, кредиты, инвестиции и гранты под некоммерческий проект привлечь крайне сложно, а краудфандинг открывает возможности зажечь искру интереса в сердцах обычных людей и профинансировать проект «всем миром».

Статистика Seedrs, британского проекта по краудфандингу и краудинвестированию, говорит о том, что 35% - это то минимальное значение от общей суммы, которое оправдывает смысл всех вложений в проект перед лицом инвесторов. Другими словами, если проект собрал 35% требуемой сумме, тогда почти со 100% вероятностью «по накатанной» он доберет остальное.

РОССИЯ 

Российские площадки для краудфандинга серьезно уступают иностранным по большинству направлений. Проекты, которые размещаются на них, преимущественно относятся не к венчурному бизнесу, а к независимому творчеству. В силу этого рано или поздно они могут быть поглощены одним инвестором, который решит все проблемы собирающего у «толпы» деньги стартапа.

Типичный пример такой ситуации - театральная площадка «Скороход». Она без особого успеха собирала деньги через сервис Planeta.ru, которая сейчас является одним из 2-3 более-менее активных проектов в России, стартовавших в 2011 году, но в итоге взяла кредит на развитие при поручительстве частного инвестора.

Успешный пример краудфандинга - сервис по продаже экопродуктов питания LavkaLavka. Проект собрал через ту же самую площадку сумму, более чем в два раза превышающую заявленную.

«Краудфандинг - относительно новое явление в России, пока непонятно насколько массовым может быть интерес общества к подобным проектам. В России культура частной помощи некоммерческим организациям достаточно плохо развита, поэтому это является существенным барьером на пути развития краудфандинговых проектов», - сказал Максим Красных, директор Intel Capital в России и СНГ.

Российские площадки имеют очень ограниченное количество проектов. Это замыкает порочный круг - мало желающих вложить средства (потому что по статистике ФОМ от марта 2013 года у 22% жителей России нет свободных денег и им самим нужна помощь, при этом 85% просто не хотят этого делать, так как не видят преимуществ и нужных инструментов), мало проектов, низкий уровень доверия к проектам, неудобства в плане передачи денег (у большинства краудфандинговых площадок в силу юридических ограничений многоступенчатая схема по пополнению счета, чем-то напоминающая купонные сайты).

«Ключевым фактором является размер аудитории краудфандинговой площадки - в РФ это новое являние и собрать необходимый обьем средств может быть достаточно сложно», - сказал Красных.

«Если мы говорим о том, что начинающие бизнесы всерьез начнут пользоваться моделью краудфандинга - то это только если в Россию придет PayPal или будет создана аналогичная популярная платежная система, которая сможет „замораживать" и „защищать" электронные платежи пользователей», - сказала Мария Подлеснова, руководитель RusBase (ранее Стартап Афиша).

«Краудфандинг требует доверия и креативности - и того, и другого в России очень мало», - сказал Дресен.

«Краудфандинговым площадкам в России не хватает доверия аудитории к тому, чтобы стартовать проекты и финансировать проекты незнакомцев», - сказал Магдануров.

МЕДИА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ 

Краудфандинг в России распространен в медиа и общественных проектах. В частности, это типичная модель для самобытных изданий, которые пытаются стать независимыми и собирают деньги на гонорарный фонд.

Типичный пример - российский проект Colta.ru. Команда редакторов во главе с уволенными сотрудниками OpenSpace вынуждена были прийти к тому, чтобы делать бизнес самостоятельно на деньги, полученные при увольнении. Они не смогли найти инвестора и после того, как потратили все свои деньги, начали сбор средств через площадку Planeta.ru. Проект собрал транш в 695 тысяч рублей, который должен обеспечить его развитие еще в течение примерно года.

Colta - типичный медиапроект, который создает нематериальные активы. Он собирает деньги исключительно на создание материалов, то есть он не занимается ничем другим, кроме как перераспределением денег, полученных от читателей, своим авторам. В итоге все деньги идут в контент.

Colta - это пока единственный адекватный пример работы краудфандинга в СМИ в России, хотя за рубежом такие проекты были. По схожей схеме в США было запущено несколько блогов. Их можно считать успешными, так как большинство из них являлось медийными не в смысле СМИ, а в смысле различных видов искусства, связанного с мультимедиа. Это проекты, связанные с музыкой, скульптурой, исследованиями в области эстетики и тп.

Для деловых СМИ, которые предполагают указание какой-либо информации, явно относящейся к коммерческой деятельности, краудфандинг невозможен - люди, которые вкладывают деньги в такие издания, все же предполагают получить долю в проекте, считая, что они могут заработать.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ 

Следующий пример краудфандинга в России - социальные или общественные проекты, например, «РосПил». Это типичная схема, при которой кто-либо собирает средства на различные пожертвования, проекты, связанные с обслуживанием социальной сферы.

Интернет в этой ситуации служил лишь одним из средств получения и передачи денег и информации. По сути в такой ситуации краудфандингом можно считать любое объявление о том, что кому-то требуются средства на те или иные цели. Все подобные социальные проекты в этом отношении успешны. Люди сдают деньги на цели, которые достигаются при любой сумме, просто в разных объемах (одна отремонтированная парадная, две спасенные жизни и так далее вместо 100, 200 и так далее).

ОТДАЧА 

Современный краудфандинг предполагает, что собранные средства, уходя в виртуальную сферу (через электронные платежи, дистанционные площадки и интернет), все равно имеют определенную осязаемую часть. Поэтому люди, которые дают средства на проекты, ожидают результатов труда их создателей или возврат своих денег.

Например, если проект подразумевает создание определенного гаджета, средства, инструмента - жертвователи получают сами инструменты. Если это проект из области мультимедиа или искусства, они получают артефакты, то есть записанные на каком-то носителе фильмы, картины, репродукции этих картин. Если речь идет о музыке, то отдача - это записанные треки и так далее.

Такие разработки должны быть строго понятны той аудитории, которая участвует в проекте. В противном случае она уменьшается, а чем она меньше, тем меньше денег соберет проект и тем меньше будет его результативность. Подобная ситуация сейчас наблюдается в России, где рынок краудфандинга, по оценкам «ФГ Лайф», запустившей и закрывшей сервис SmartMarket.net, в 2012 году составил не больше 1 млн долларов.

«Краудфандинг как явление остановить уже не получится, как нельзя отменить возможность занять денег у соседа или попросить друзей профинансировать проект. Социальные сети сблизили людей, теперь они готовы «скидываться», чтобы менять мир через бизнес. И тут открытие и закрытие проектов, не повлияют на неотвратимый приход краудфандинга, - сказал Магдануров.

Материал подготовлен Digit.ru

Обсудить
Рекомендуем