"Почта" встречает профессиональный праздник со старыми проблемами и неясной стратегией

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 14 июл – Прайм. Работники почтовой отрасли 14 июля празднуют профессиональный праздник - День российской почты, который отмечается ежегодно с 1994 года во второе воскресенье июля. Главный почтовый оператор страны – "Почта России" - встречает этот праздник с набором все обостряющихся проблем и отсутствием путей их решения.

"Почта России" давно превратилась в национального антигероя и объект постоянной критики. Неприлично долгие сроки доставки, утеря и порча посылок, очереди, грубость персонала, небрежность при хранении и доставке отправлений – все это вызывает недовольство как простых жителей страны, так и властей.

Проблемы в работе "Почты" привели к смене ее руководства: в апреле правительство отправило в отставку Александра Киселева, возглавлявшего предприятие более четырех лет, а на его место был назначен экс-президент сотового оператора "Tele2 Россия" Дмитрий Страшнов. Поводом послужило многотонное скопление посылок в столичных аэропортах, которые "Почта" не успевала развезти получателям. С приходом нового начальника завалы удалось разобрать, но и работники "Почты", и эксперты отрасли едины во мнении: подобные почтовые коллапсы будут повторяться, если не провести комплексное реформирование почтовой системы.

КОРЕНЬ ВСЕХ ПРОБЛЕМ

Одна из основных проблем "Почты" - крайняя изношенность инфраструктуры, которая почти не модернизировалась со времен СССР. Большинство отделений (всего их 42 тысячи) приносят убытки и требуют срочного ремонта, но закрыть их нельзя из-за высокой социальной значимости. Требует замены 60% автопарка и 70% вагонов, необходимо строительство автоматизированных сортировочных центров (АСЦ; сейчас 65% корреспонденции сортируется вручную), а также мест международного почтового обмена (ММПО), где обрабатывается зарубежная почта.

На сроки доставки посылок влияют и транспортные проблемы: авиакомпании часто отказываются брать в самолеты почту, а РЖД отцепляют почтовые вагоны. Между тем, с ростом популярности среди россиян покупок в зарубежных интернет-магазинах поступления посылок из-за границы ежегодно демонстрируют взрывной рост (до 100% в год), и с учетом накопившихся проблем "Почте" все сложнее справляться с нарастающими объемами.

ФИНАНСОВЫЕ ТРУДНОСТИ

Модернизация требует значительных инвестиций, но сама "Почта", которая еще до 2009 года была убыточна, способна вкладывать не более 13 миллиардов рублей в год при минимальной потребности в 20 миллиардов рублей. Большая часть прибыли предприятия уходит на зарплату 380 тысячам сотрудников, которая при этом является одной из самых низких в стране. Традиционные услуги "Почты", тарифы на которые регулирует государство, нерентабельны, эти убытки она компенсирует за счет оказания новых услуг (например, финансовых). Поэтому масштабная реформа почтового предприятия не может обойтись без финансовой поддержки государства.

В Минкомсвязи согласны, что модернизация "Почты России" - задача государственного масштаба, но пока вопрос с госфинансированием не решен, министерство рассматривает различные варианты оказания предприятием новых услуг, которые должны принести ему дополнительные доходы. В частности, министерство предлагало сделать "Почту" одним из операторов проекта "электронное правительство", поручить ей создание государственной электронной почты и т.д. Планировалось также создание на базе "Почты России" почтового банка. Однако все эти идеи пока не реализованы.

ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА

В феврале Минкомсвязь по поручению правительства подготовила несколько вариантов финансово-экономической модели развития "Почты" на ближайшие 11 лет. Один из них предполагает разделение ФГУП на сеть почтовых отделений и транспортно-логистическую сеть, что потребует господдержки до 600 миллиардов рублей. Почтовые отделения предлагается передать в федеральное государственное бюджетное учреждение, а прибыльную логистическую сеть приватизировать.

Новому руководству "Почты России" Минкомсвязь поручила в течение лета разработать новую стратегию развития предприятия до 2018 года с учетом подготовленных министерством моделей. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров уверен, что документ удастся утвердить уже осенью. Деталей готовящегося документа ни в "Почте", ни в министерстве пока не уточняют. Однако Никифоров ранее заявлял, что "Почта", используя свою разветвленную инфраструктуру, должна стать крупнейшей в РФ товаропроводящей сетью, а также диверсифицировать свой бизнес, оказывая, помимо традиционных, финансовые услуги, электронные госуслуги и т.д.

Кроме того, министерство ждет от "Почты" и повышения качества традиционных услуг. Минкомсвязь поставило перед "Почтой" задачу к 2018 году в среднем вдвое сократить сроки доставки письменной корреспонденции по территории РФ. Если сегодня сроки доставки писем в пределах населенного пункта достигают 7 дней, между городами - до 10 дней, то в 2018 году они не должны превышать двух и пяти дней соответственно.

Следующим этапом реформирования "Почты" может стать принятие нового закона "О почтовой связи", снимающего прямой запрет на акционирование предприятия. Это существенно упростит привлечение инвестиций и внутренние бизнес-процессы предприятия. Например, в настоящее время "Почта России", как ФГУП, должна согласовывать с Минкомсвязью, в ведении которой находится, все сделки стоимостью выше 5 миллионов рублей, но даже закупка канцтоваров предприятию порой обходится дороже. Преобразование "Почты" в ОАО снимет подобные ограничения. Никифоров выражал уверенность, что законопроект может быть принят Госдумой в осеннюю сессию.

Не дожидаясь утверждения программы реформирования, "Почта" уже приступила к реализации мероприятий, которые должны помочь ей справиться с валом зарубежных посылок, очередной рост поступлений которых ожидается с началом "горячего сезона" осенью. В частности, предприятие запланировало строительство четырех новых ММПО в Москве, Новосибирске, Казани и Сочи. Планируется также строительство новых АСЦ (первые два таких центра были построены в Москве и Санкт-Петербурге).

НЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ

Реформирование "Почты России" обсуждается уже много лет, и прежнее руководство предприятия не единожды представляло стратегию развития, но власти не утверждали документы. Последний вариант стратегии (до 2015 года), разработанный компанией Boston Consulting Group (BCG) в 2012 году, предполагал инвестиции в размере 200 миллиардов рублей, половина из которых должна быть выделена из федерального бюджета. Средства предлагалось направить на развитие сети АСЦ, реконструкцию отделений почтовой связи, IT-инфраструктуры, транспорта. Документом предусмотрены также инвестиции в долю "Почты России" в Почта-банке.

"Почте" предлагалось выделить отдельные бизнес-единицы: "Розница", "Финансовые услуги", "Посылки и письма", а также 13 макрорегиональных центров (либо 8 по федеральным округам). Реализация, как предполагалось, значительно снизит затраты и улучшит ее финансовые показатели.

Однако Минкомсвязь отказалась рассматривать этот вариант стратегии, посчитав оценку необходимых бюджетных затрат завышенной.

Обсудить
Рекомендуем