Intel: 45 лет на мировом компьютерном рынке

Читать на сайте 1prime.ru

 

МОСКВА, 18 июл - РИА Новости. Компания Intel была основана 18 июля 1968 года Робертом Нойсом и Гордоном Муром. Вскоре в компанию пришел Энди Гроув. За прошедшие 45 лет она стала своеобразным законодателем мод в IT. Более того, именно благодаря ей началось то, что мы называем сейчас персональными компьютерами. Конечно, и другие гиганты индустрии активно поучаствовали в глобальной компьютеризации, но вклад Intel можно назвать определяющим.

МИКРОПРОЦЕССОРЫ

В конце 60-х годов об универсальных микропроцессорах, которые сейчас являются основой компьютерной техники, никто не слышал. Многочисленные компании Кремниевой Долины, и Intel не была исключением, разрабатывали специализированные микросхемы под конкретное применение.

В 1971 году японская компания Busicom заказала Intel 12 микросхем для своих калькуляторов. Изучив вопрос, инженер компании Тед Хофф предложил разработать один универсальный процессор. Заказчик согласился, и так появился микропроцессор 4004. Впоследствии он использовался не только Busicom, но и другими пользователями. На его основе построена электронная "начинка" американского космического аппарата Pioneer 10, который долетел до Юпитера и сфотографировал его.

В 1972 году вышел восьмибитный процессор 8008, который встраивали в калькуляторы и торговые автоматы. Первый персональный компьютер на чипе 8080, Altair, появился в 1974 году.

Производители микроэлектроники не давали названия своей продукции, обходясь индексами из букв и цифр. Все участники рынка были инженерами, так что индексы им существенно облегчали жизнь. Они сразу понимали ключевые параметры устройства и могли себе представить область их применения.

Время шло, компании, не только Intel, выпускали все более быстрые процессоры. Параллельно развивался рынок операционных систем и программного обеспечения. Компьютеры все чаще использовались не для сложных расчетов, а в быту.

Процессоры, правда, продолжали именоваться индексами, и эта традиция продолжалась еще почти 20 лет. В рекламе же фигурировали названия производителей компьютеров, а не компонентов.

ОТ ЦИФР К СЛОВАМ

В 1991 году Intel запустила партнерскую программу для производителей компьютеров Intel Inside. Суть проста: компания предлагала разделить с производителями компьютеров затраты на рекламу. Она частично компенсировала расходы, а производители размещали в объявлениях упоминание, что в компьютере используются процессоры Intel.

Рекламная кампания удалась. Продажи компьютеров существенно выросли, и компания заняла доминирующее положение на рынке.

Intel также положила конец практике использования индексов в 1993 году, когда выпустила процессор Pentium и стала его рекламировать по всему миру. Правда, с первой партией вышла накладка, оказалось, что процессор неправильно выполняет операции с плавающей точкой. Покупатели отказались соглашаться с компанией в том, что процессоров без ошибок не бывает, и в декабре 1994 года Intel приняла решение заменить всем желающим бракованные чипы. Это обошлось ей в 475 миллионов долларов, что на тот момент равнялось половине ее квартального дохода.

С тех пор все новые процессоры, выпускаемые компанией, носят имена. Семейство Pentium сменила серия Celeron и так далее. Ее примеру последовал и основной конкурент AMD.

INTEL В РОССИИ

Компания официально пришла в Россию в 1991 году. Помимо продвижения своей продукции, Intel сразу стала активно сотрудничать с российскими вузами и создавать центры разработки. Тогда редкий визит кого-либо из топ-менеджеров компании обходился без вопроса: "Когда Intel построит фабрику по производству процессоров в России?"

Представители компании по-разному отвечали на этот вопрос, но чаще всего указывали, что в России компанию больше интересует интеллектуальный потенциал, и ссылались на открытые компанией центры разработки и свои академические инициативы.

НАСТУПЛЕНИЕ ПЛАНШЕТОВ

Еще несколько лет назад казалось, что спрос на все более быстрые и мощные процессоры будет расти всегда. Участникам рынка достаточно было периодически обновлять линейки своей продукции, а покупатели практически по плану переходили на более продвинутое и ресурсоемкое программное обеспечение и, соответственно, меняли и аппаратную часть своих систем.

Перераспределение долей между стационарными компьютерами и ноутбуками в пользу последних не должно было поколебать позиции производителей чипов. Тем более, что Intel активно продвигалась в мобильный сегмент, предлагая для ноутбуков более экономичные процессоры. Но в дело вмешалась Apple, предложив потребителям новый формат мобильного устройства – планшет.

К сожалению для Intel, компании было нечего предложить производителям планшетов, потому что ее процессоры не могли обеспечить приемлемое энергопотребление, что сводило на нет саму идею мобильности.

Сейчас компания потихоньку осваивает новый для себя рынок процессоров для планшетов и смартфонов, где есть другие доминирующие производители, такие как Qualcomm, Samsung и многие другие. На рынке уже появились мобильные устройства на базе процессора Intel Atom, но пока их очень мало.

ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ

Затраты компании на строительство фабрик и закупку оборудования в 2012 году составили 11 миллиардов долларов, почти столько же, сколько и в 2011 году. С 2005 по 2010 эти расходы были вдвое меньше и колебались вокург пяти миллиардов в год. Аналогичная картина наблюдается и в затратах на разработку. В прошлом году компания потратила на перспективные исследования чуть больше 10 миллиардов долларов, в 2011 – 8,4 миллиарда долларов. До того инвестиции в разработку составляли около пяти миллиардов в год.

Непохоже, что компания инвестирует в сокращающийся рынок, тем более, что Intel четко обозначила те группы потребителей, до которых она хочет дойти. Помимо больших дата-центров и ноутбуков, компания хочет активно продвигаться в мобильный сегмент, на рынок медиаустройств (телевизионные мультимедийные приставки), а также новых устройств, таких как часы. Возможно даже появление в скором времени компьютерных очков на элементной базе производства Intel.

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА БЕЗ УБЫТКОВ

Мало кто из компаний может похвастаться тем, что более 25 лет закрывает свои ведомости с прибылью. Последние десять лет ситуация, несмотря на все сложности на рынке, не сильно изменилась. Чистая прибыль Intel в 2002 финансовом году составила 3,1 миллиарда долларов, а в 2012 – 11 миллиардов долларов. С таким запасом прочности можно и новый рынок осваивать.

 

Обсудить
Рекомендуем