Мрачные прогнозы Минфина о дырах в российском бюджете на бумагу не легли

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 18 июл - Прайм, Лана Самарина, Мила Кузьмич. Мрачные прогнозы Минфина о дырах в бюджете и гигантских недополученных доходах пока остаются только на словах: в опубликованных в четверг "Основных направлениях бюджетной политики на 2014-2016 годы" содержатся лишь незначительные изменения озвученных ранее параметров бюджета на ближайшую трехлетку.

Министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании правительства 4 июля, представляя проект бюджетной политики пугал коллег тем, что уже в этом году госказна может недополучить до 1 триллиона рублей доходов и в скором времени власти будут вынуждены распечатать Резервный фонд для покрытия дефицита, как уже делали в кризис 2008-2009 годов.

Однако, несмотря на свои предсказания, изменения в бюджетную политику практически не были внесены. В частности, Минфин увеличил дефицит федерального бюджета на 2014 год только на 34,5 миллиарда рублей, не изменив прогноз на 2015-2016 годы. Наибольшие изменения коснулись Резервного фонда, однако вместо обещанного сокращения объемов или хотя бы более медленного пополнения "кубышки", власти надеются на то, что он будет, наоборот, наполняться быстрее. Все параметры бюджета на этот год в документе приводятся согласно закону без изменений, озвученных министром.

ДЕФИЦИТНЫЕ ФИНАНСЫ

Минфин незначительно уточнил параметры федерального бюджета на 2014-2016 годы: дефицит федерального бюджета РФ в 2014 году вырастет до 361,5 миллиарда рублей, что составляет 0,5% ВВП против предыдущей оценки 327 миллиарда рублей (0,4% ВВП). В 2015 и 2016 годах дефицит, по уточненной оценке, составит соответственно 468,3 миллиарда рублей и 543,7 миллиарда рублей  - по 0,6% ВВП.

Доходы федерального бюджета прогнозируются на уровне 13,5 триллиона рублей (18,2% ВВП) в 2014 году, 14,768 триллиона рублей (18% ВВП) в 2015 году и 15,908 триллиона рублей (17,4% ВВП) в 2016 году. Снижение доходов бюджета в процентах к ВВП обусловлено сокращением нефтегазовых доходов.

Изменения, связанные с новациями в налогах, пошлинах и дивидендной политике могут увеличить доходы федерального бюджета в 2014 году на 142,8 миллиарда рублей (0,2% ВВП), в 2015 году – на 197,3 миллиарда рублей (0,2% ВВП), в 2016 году – на 389,8 миллиарда рублей (0,4% ВВП).

Параметры расходов федерального бюджета на следующую трехлетку Минфин сформировал исходя из бюджетного правила, ограничивающего использование доходов от экспорта из РФ углеводородов. Расходы федерального бюджета, согласно прогнозу Минфина будут расти в номинальном выражении, но сокращаться в процентах в ВВП и составят 13,847 триллиона рублей (18,7% ВВП) в 2014 году, до 15,236 триллиона рублей (18,6% ВВП) в 2015 году и 16,452 триллиона рублей (18% ВВП) в 2016 году.

В номинальном выражении планируется рост объема расходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с предыдущим годом на 3,4%, в 2015 году -  на 10% и в 2016 - на 7,5%. В реальном выражении в 2014 году ожидается снижение расходов федерального бюджета на 1,5% по сравнению с предыдущим годом, начиная с 2015 года – рост: в 2015 году на 4,8%, в 2016 году – на 2,4%.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Не отразили власти в документе и опасений об ухудшении положения регионов в связи с возросшими у них обязательствами, более того, Минфин прогнозирует, что доходы субъектов РФ будут только расти в общем объеме бюджетной системы.

А вот доля федерального бюджета сократится с 52,4% в 2013 году до 50,6 % в 2016 году. Также прогнозируется снижение доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов - с 18,1% в 2013 году до 17,4% в 2016 году.

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в общем объеме доходов бюджетной системы вырастет с 29,3% в 2013 году до 31,9% в 2016 году. Доходы бюджетов регионов, по оценке Минфина, будут расти с 8,593 триллиона рублей в 2013 году до 9,332 триллиона рублей в 2014 году, 10,233 триллиона рублей в 2015 году и 11,342 триллиона рублей в 2016 году.

При этом предполагается сокращение объемов межбюджетных трансфертов регионам при повышении доли их собственных доходов. Без учета помощи федерального бюджета консолидированные доходы регионов  будут увеличиваться с 7,199 триллиона рублей в 2013 году до 8,023 триллиона рублей в 2014 году, 8,929 триллиона рублей в 2015 году и 10,033 триллиона рублей в 2016 году.

Доля расходов бюджетов субъектов РФ в 2016 году останется практически на уровне 2013 года и составит 33,7%. Общий объем консолидированных расходов регионов будет расти с 8,787 триллиона рублей в 2013 году до 9,439 триллиона рублей в 2014 году, 10,285 триллиона рублей в 2015 году и 11,364 триллиона рублей в 2016 году. Расходы субъектов без учета трансферта из федерального бюджета увеличатся с 8,4 триллиона рублей в 2013 году, до 8,961 триллиона рублей в 2014 году, 9,649 триллиона рублей в 2015 году и 10,727 триллиона рублей в 2016 году.

Бюджетная система РФ будет иметь дефицит в 2014 году на уровне текущего года - 0,7% ВВП, в 2015 году он снизится до 0,5% ВВП и в 2016 году останется на этом же уровне.

В абсолютных цифрах дефицит бюджетной системы России практически не изменится: он прогнозируется в объеме 477,1 миллиарда рублей в 2013 году, 509,6 миллиарда рублей (475,1) в 2014 году, 428,3 (415,5) миллиарда рублей в 2015 году, 443,5 (470) миллиарда рублей в 2016 году.

Доходы бюджетной системы РФ в целом вырастут в абсолютном значении с 24,515 триллиона рублей в 2013 году до 25,9 в 2014 году, 28,6 в 2015 году и 31,4 в 2016 году. В процентах к ВВП доходы, по оценке Минфина, соответственно, будут составлять 35,1%, 34,9%, 34,4%. Расходы бюджетной системы увеличатся с 24,992 триллиона рублей (37,6% ВВП) в 2013 году до 26,5 в 2014 году, 29 триллионов в 2015 году, 31,9 триллиона в 2016 году. В доле к ВВП они будут снижаться, соответственно, до 35,8%, 35,4% и 34,9%.

ПОХУДЕЮТ ЛИ РЕЗЕРВЫ?

Минфин считает, что на конец 2013 года объем Резервного фонда РФ будет практически таким, как и планировался по закону о бюджете - 3,157 триллиона рублей, что на 16,7 миллиарда рублей меньше, чем заложено в законе. То есть речь не идет, о покрытии из бюджета триллионных потерь доходов, более того, пока не закладываются в бюджет и более умеренные оценки выпадающих доходов.

Так, первый замглавы Минфина Татьяна Нестеренко сообщала в начале месяца "Прайму", что Минфин РФ в текущем году может запросить разрешение парламента на использование около 300 миллиардов рублей из Резервного фонда. По ее словам, администраторы доходов оценивают недопоступление налоговых доходов в бюджетную систему РФ на уровне порядка 400 миллиардов рублей в текущем году. Примерно на такую же величину будет снижен прогноз поступления доходов от приватизации.

Все эти оценки в бюджетную политику заложены не были, более того в них отражен даже более оптимистичный вариант развития событий, чем был в проекте документа. Согласно ему, Резервный фонд вырастет на конец 2014 года до 3,594 триллиона рублей (4,9% ВВП) против 3,194 триллиона и 4,3% ВВП, прогнозировавшихся ранее. На конец 2015 года фонд увеличится до 4,026 триллиона рублей (4,9% ВВП), а к концу 2016 года Резервный фонд составит 4,645 триллиона рублей или 5,1% ВВП. По прогнозу объем Резервного фонда достигнет 7% ВВП к концу 2019 года.

В 2014-2016 годах не планируется зачисление дополнительных нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния. Объем фонда за счет положительных курсовых разниц будет расти в номинальном выражении с 2,76 триллиона рублей (4,1% ВВП) в 2013 году до 2,848 триллиона рублей (3,9% ВВП) в 2014 году, 2,883 триллиона рублей (3,5% ВВП) в 2015 году и до 2,923 триллиона рублей (3,2% ВВП) в 2016 году.

С учетом планируемого размещения в 2014-2016 годах средств Фонда национального благосостояния в объеме до 450 миллиардов рублей в российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, к концу 2016 года объем средств ФНБ, размещенных в финансовые активы на территории РФ, составит 872,6 миллиарда рублей (28,7% объема фонда).

 

Обсудить
Рекомендуем