Будут законы - будут деньги

Читать на сайте 1prime.ru

В российском законодательстве пока отсутствуют достаточные правовые условия для привлечения серьезных инвестиций в долгосрочные строительные проекты, к такому неутешительному выводу пришли участники  конференции «Инвестиционные решения в строительстве: бизнес-пространство для инноваций», которая состоялась 17 июля 2013 года в гостинице «Ренессанс Олимпик».

Организаторами профессиональной дискуссии выступили НП «СРО «АЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ», НП «СРО «СОВЕТ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ» и компания OCG при активной поддержке Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Национального объединения проектировщиков (НОП), Гильдии управляющих и девелоперов, Центра развития государственно-частного партнерства.

С приветственным словом к участникам обратилась эксперт строительной отрасли, генеральный директор АНО НТЦ «ТехноПрогресс», кандидат технических наук, доцент Светлана Шевченко. Она отметила необходимость стимулирования процессов, способствующих вовлечению финансовых средств в реальный сектор экономики, которым является строительная отрасль:

- Принимая во внимание заявления чиновников о том, что к 2020 году объемы ввода жилья в России должны достигнуть 1 квадратного метра на человека в год, мы обязаны возводить 140-150 млн. кв. метров жилья. Следовательно, строить новую инфраструктуру, дороги, мосты, коммуникации - способствовать реализации проектов комплексного освоения территорий и развитию промышленности строительных материалов.

 

Государство, как партнер

Частичным решением проблем может стать реализация проектов на принципах государственно-частного партнерства. В настоящее время более чем в 60 российских субъектах существуют региональные законы о ГЧП. Главным образом целью разработки местного законодательства явилась попытка хоть как-то защитить интересы региональных инвесторов. По словам старшего менеджера отдела налогообложения и юридических услуг Ernst&Young в России и СНГ Дмитрия Царева принятие базовый законопроект о ГЧП, который уже прошел первое чтение, улучшит положение инвесторов. В данный момент идет подготовка текста законопроекта ко второму чтению:

- В документ могут быть внесены предложения о включении процедуры проведения конкурса на основе понятия множественности лиц, выступающие на стороне публичного партнера. Кроме того, предполагается включение в определение ГЧП взаимного распределения рисков между частными и государственным партнерами, а также корпоративной формы государственно-частного партнерства, то есть возможности создания юридических лиц с государственным участием для реализации проекта ГЧП.

 

Законные изменения, дополнения и соглашения

Не секрет, что значительная доля инвестиций в строительство составляют средства,  выделяемые из государственных и муниципальных бюджетов на возведение тех или иных объектов. Происходит это в том числе и потому, что множество вопросов у бизнес-сообщества по-прежнему вызывает закон №44-ФЗ «О федеральной контрактной системе», который должен заработать  с 1 января 2014 года.

- Закон совершенно сырой и нет ни одного нормативно-правового акта, который позволил бы начать работать по этому закону. Для того чтобы он выступил в силу необходимо принять около 60 нормативно-правовых актов. На данный момент активно обсуждаются только 2 документа, - отметила в рамках своего выступления член исполнительного комитета НП «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа», генеральный директор Центра подрядных торгов в строительстве Мария Изварина.

Эксперт также познакомила слушателей с основными нововведениями, которые представляет документ по сравнению с печально известным №94-ФЗ. Новый закон теоретически должен обеспечить качественное проведение подрядных торгов и выбор подрядчиков, которые смогут реализовать проект в соответствии с требованиями заказчика.

- Выбор будет происходить при помощи конкурсной процедуры, а не аукционной. В частности, введены дополнительные нормы: двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием, - подытожила Марина Изварина.

В свою очередь старший юрист Legal Capital Partners Светлана Дубинчина отметила, что закон о концессионных соглашениях, несмотря на «пробуксовки», по-прежнему остается одним из работающих механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства в России.

По ее словам в настоящий момент ведется работа над проектом поправок в федеральный закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»:

- Закон постоянно совершенствуется, но очень ассиметричен. В зависимости от сферы применения гарантии прав инвестора могут  различаться. Наиболее продвинутой частью считаются концессионные соглашения, применяемые к строительству объектов автодорожного хозяйства. Ключевая цель разработчиков - распространить позитивный опыт автодора на другие сферы деятельности.

Предлагается внести поправки в статью 30 Земельного кодекса РФ об отмене конкурса на право предоставления земельного участка в рамках реализации концессионных соглашений.

 

Практическое применение

Об инвестиционных решениях в малоэтажном строительстве рассказал вице-президент НАМИКС Валерий Казейкин. По его словам, даже региональные законы о ГЧП позволяют успешно выполнять крупные проекты по малоэтажному строительству с комплексным освоением территорий. В прошлом году объем строительства составил 65 млн. квадратных метров жилья, из них почти 52% - малоэтажное строительство.

По словам докладчика, осенью по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева может появиться законопроект, согласно которому строителям будет возвращаться половина уплаченных налогов. Эти средства планируется инвестировать в развитие социальной сферы и инженерные коммуникации, с целью снижения стоимости квадратного метра.

Подводя итог встречи, участники конференции сошлись во мнении, что необходимо внести изменения в действующее законодательство таким образом, чтобы позволить развиваться институту государственно-частного партнерства, не только в строительной отрасли, но и в остальных сферах российской экономики. Для этого необходима слаженная работа государственных структур и бизнес-сообщества. Без тесного сотрудничества и координации действий которых невозможно решить проблему привлечения инвестиций в государственные проекты.

Обсудить
Рекомендуем