Энергетика

"Роснефть" и "Транснефть": бои на дальних рубежах родины

Читать на сайте 1prime.ru

 

МОСКВА, 8 авг – Прайм, Евгения Соколова. Компании "Роснефть"

и "Транснефть"
никак не могут решить вопрос слишком высокой стоимости нефтепродуктов на Дальнем Востоке, который был поднят во время прямой линии президента РФ Владимира Путина еще в апреле.

"Роснефть" утверждает, что основную часть в стоимости составляет транспортировка и собирается ликвидировать дефицит путем строительства в регионе новых мощностей, "Транснефть" же уверена, что дефицит могут покрыть действующие НПЗ - просто перестав отправлять топливо на экспорт. "Роснефть" с этим не согласна, по ее информации, на экспорт идет только топливо, не соответствующее российским техрегламентам, а существующих мощностей не хватит для удовлетворения спроса.

ДЕЛО НЕ В ТАРИФЕ

В письме главы "Транснефти" Николая Токарева вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу говорится, что потребности Дальнего Востока в нефтепродуктах могут быть удовлетворены без строительства новых перерабатывающих мощностей в регионе, но при этом за счет сокращения экспорта нефтепродуктов "Роснефтью".

Токарев приводит данные ОАО "НК "Роснефть", согласно которым потребность в моторных топливах в ДФО составляет 3,6 миллиона тонн в год. В письме же есть данные ООО "Исследовательская группа "Петромаркет", по которым Комсомольский и Хабаровский НПЗ в 2012 году произвели 5,915 миллиона тонн моторных топлив, в том числе 1,881 миллиона тонн бензина и 4,033 миллиона тонн дизельного топлива, при этом только с Комсомольского НПЗ в том же году поставлено на экспорт 2,793 миллиона тонн нефтепродуктов, в том числе 998 тысяч тонн бензина и 1,796 миллиона тонн дизельного топлива.

"Таким образом, потребность ДФО в нефтепродуктах может быть полностью обеспечена мощностями Комсомольского и Хабаровского НПЗ, а с учетом их модернизации создаст профицит нефтепродуктов. Однако, требуется принятие решения по сокращению поставок на экспорт дизельного топлива и бензина. При этом снизилась бы и стоимость нефтепродуктов для конечных потребителей, так как поставка ж/д транспортом в ДФО бензина и дизельного топлива из других регионов увеличивает конечную стоимость топлива за счет железнодорожного тарифа", - считает Токарев.

"Транснефть" также отмечает, что фактически тариф на транспортировку нефти в ДФО и так является льготным, поскольку на протяжении ряда лет с целью снижения стоимости доставки сырой нефти на дальневосточные НПЗ действует сетевой тариф – за счет тарифов на услуги по транспортировке нефти в западном направлении.

В настоящее время доля затрат на транспортировку нефти трубопроводным транспортом в цене литра автобензина для Дальнего Востока составляет 4,7%. Таким образом, полагает Токарев, причиной высокой стоимости моторных топлив в ДФО не может являться тариф ОАО "АК "Транснефть" на транспортировку нефти, как это утверждает ОАО "НК "Роснефть".

ВСЕ СТРАНЕ

Однако в "Роснефти" заявляют, что все автобензины и дизтопливо, соответствующие требованиям технического регламента, были направлены на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Основу экспортных поставок составили мазут и дизтопливо, не подлежащее реализации на территории РФ. Комсомольский НПЗ за шесть месяцев переработал 3,5 миллиона тонн нефти, выпуск автомобильных бензинов увеличился на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 240,3 тысячи тонн, производство дизтоплива, соответствующего техрегламенту, возросло на 17% - до 300,3 тысячи тонн.

Об это же еще в мае президент "Роснефти" Игорь Сечин писал президенту РФ Владимиру Путину. В письме, которое имеется в распоряжении "Прайма", говорилось, что "Роснефть" в отличие от конкурентов не экспортирует автомобильный бензин, а 97% экспорта нефтепродуктов компании приходится на дизтопливо.

"Бесперебойное обеспечение топливом потребителей Дальнего Востока является ключевым приоритетом деятельности Компании. Все автобензины и дизтопливо, соответствующие требованиям технического регламента, направляются на внутренний рынок", - заявил представитель компании.

В майском письме глава "Роснефти" отмечал, что действующая система тарифов "Транснефти" не прозрачна и не предполагает предоставления льготных тарифов компаниям, инвестирующим в ДФО и обеспечивающих регион нефтепродуктами. Согласно письму, "Транснефть" проинформировала "Роснефть" о невозможности обеспечения инфраструктурой ОАО "Восточная нефтехимическая компания" (ВНХК) в 2016-2020 годах и предложила перенести запуск на срок не ранее 2030 года.

Источник в "Роснефти" отмечает, что компания реализует ряд стратегических проектов на Дальнем Востоке, целью которых является удовлетворение растущего спроса на топливо со стороны потребителей, в том числе речь идет о проекте строительства в регионе завода ВНХК.

 

"Вся нефтеперерабатывающая часть реализуемого "Роснефтью" проекта строительства ВНХК ориентирована на обеспечение внутреннего рынка. Реализация первой очереди проекта ВНХК позволит закрыть существующий дефицит моторных топлив ДФО даже с учетом роста спроса к 2020 году и позднее, что было бы невозможно сделать только при условии выполнения программ модернизации на Комсомольском и Хабаровском НПЗ", - сказал источник.

КАК ВОЗИТЬ

В июне другой замминистра энергетики Михаил Курбатов в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу писал, что установление тарифов на доставку нефти на дальневосточные НПЗ по аналогии с действующим тарифом в порт Козьмино возможно только при условии, если "Транснефть" возьмет на себя транспортировку нефти всеми видами транспорта, в том числе железнодорожным. Однако использование этого инструмента приведет к выпадающим доходам "Транснефти" в размере около 25 миллиардов рублей. При этом у ФСТ отсутствуют правовые возможности для снижения тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом в Хабаровский и Приморский края.

"Транснефть" посчитала, что для обеспечения поставки нефти на ВНХК потребуется практически новое строительство нефтепровода от Западной Сибири до Находки (1,328 тысячи километров линейной части, 24 НПС, 1,035 миллиона кубометров резервуарной емкости) с расчетной стоимостью строительства более 250 миллиардов рублей.

"Вопросы ресурсного обеспечения ВНХК, прогнозного баланса нефти, нефтепродуктов, включая возможности экспорта и импорта, окончательно не проработаны. В ОАО "АК "Транснефть" данные по ресурсной базе не поступали, поэтому качественную составляющую по транспортировке нефти по системе трубопроводов рассчитать не представляется возможным", - пишет глава "Транснефти".

Таким образом, по его мнению, однозначное согласие на предложение ОАО "НК "Роснефть" о строительстве первой очереди проекта ВНХК может быть преждевременным.

БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ - БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ

В свою очередь временно исполняющий обязанности министра энергетики РФ Анатолий Яновский в проекте доклада правительства президенту РФ о развитии рынка нефтепродуктов в ДФО от 2 августа указывает, что проект строительства ВНХК, представленный "Роснефтью", предполагает строительство трех очередей суммарной мощностью 24 миллиона тонн нефти в год, 6,8 миллиона тонн по нефтехимическому сырью и сметной стоимостью 1,313 триллиона рублей.

Согласно документу, копия которого есть у "Прайма", первая очередь мощностью 12 миллионов тонн в год может быть построена в 2020 года с объемом производства моторных топлив 8,3-8,5 миллиона тонн в год и сметной стоимостью 381,7 миллиарда рублей. Вторая очередь предполагает строительство в 2022 году нефтехимического завода мощностью 3,4 миллиона тонн по сырью и с объемом производства в 3 миллиона тонн стоимостью 309,8 миллиарда рублей. Третья очередь предусматривает строительство в 2028 году НПЗ мощностью 12 миллионов тонн в год и нефтехимического завода мощностью 3,4 миллиона тонн по сырью с объемом производства 6,7-6,9 миллиона тонн топлива и 3 миллионов тонн нефтехимической продукции.

По информации "Роснефти", проект будет обеспечен нефтяным сырьем в полном объеме собственной ресурсной базой компании. Таким образом, отмечается в письме Яновского, завершение программы модернизации Хабаровского и Комсомольского НПЗ к 2016 году позволит полностью удовлетворить потребность ДФО в дизтопливе и авиатопливе, а с 2020 года после ввода ВНХК – в бензине, а также сократить объем и протяженность железнодорожных перевозок нефтепродуктов. Совокупный объем капвложений в два НПЗ составляет 94,6 миллиарда рублей на 2011-2016 годы.

Яновский отмечает, что реализация данных проектов предусматривает подключение Хабаровского и Комсомольского НПЗ, а также ВНХК к ВСТО, что потребует расширения его пропускной способности с 50 до 80 миллионов тонн к 2020 году и до 91 миллиона тонн к 2028 году. Предварительная стоимость, по информации "Транснефти", составит 250 миллиардов рублей.

Финансирование подключения Хабаровского НПЗ обеспечено, завершение работ ожидается до конца 2014 года, по Комсомольскому НПЗ вопрос рассматривается правкомиссией по ТЭК.

В проекте Яновский предлагает правительству рекомендовать "Роснефти" и НК "Альянс" обеспечить своевременное исполнение обязательств по модернизации НПЗ, согласиться с предложением "Роснефти" о строительстве первой очереди ВНХК, рассмотреть необходимость реализации второй очереди после уточнения информации о прогнозируемых объемах продаж нефтехимической продукции на внутреннем рынке и в АТР, оценить целесообразность третьей очереди в 2020 году на основании геологоразведки и данных о фактическом потреблении топлива в ДФО с учетом рассмотрения альтернативного варианта увеличения производства на Комсомольском НПЗ.

 

Обсудить
Рекомендуем