БКИ и ФСФР по-разному прочитали закон о кредитных историях

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 13 авг - Прайм, Гульнара Вахитова. Федеральная служба по финансовым рынкам, которая будет упразднена с 1 сентября с передачей полномочий в ЦБ, полагает, что по действующему законодательству бюро кредитных историй (БКИ) должны формировать кредитные истории только при выдаче кредитов, не генерируя "пустых" отчетов, однако БКИ не согласны с ведомством, считая, что такие отчеты содержат важную информацию.

Соответствующее информационное письмо с разъяснениями ФСФР опубликовало во вторник на своем сайте в связи с обращениями заемщиков. В нем ведомство представило свою трактовку закона о кредитных историях.

По оценке ЦБ, на начало текущего года количество реальных заемщиков составляло около 47 миллионов, в то время как в базах БКИ количество кредитных историй (более 170 миллионов) превышало численность экономически активного населения. Это связано с тем, что в бюро хранятся "пустые" истории людей, не получивших кредит по решению банка или отказавшихся по собственной инициативе. Такие истории содержат титульную часть, в которой указаны основные сведения о заемщике, и дополнительную (закрытую) - с информацией о запросах от банков, но не содержат основной части - со сведениями об обязательствах заемщика.

ЧИТАТЬ: БКИ направили в МЭР ряд замечаний к законопроекту о кредитных историях >>

"Кредитная история является таковой при наличии всех частей, определенных законом", - отмечается в письме ФСФР. Таким образом, "пустые" кредитные истории не соответствуют требованиям законодательства, считает ведомство.

"Бюро кредитных историй вправе формировать кредитную историю субъекта (заемщика - ред.) на основании сведений, полученных исключительно от источника формирования кредитной истории (кредитора - ред.). Формирование кредитной истории на основании сведений, полученных от пользователя кредитной истории (организации, запрашивающей кредитную историю - ред.) при отсутствии в ее составе основной части, является недопустимым", - отмечается в сообщении ведомства.

В письме ФСФР указывается, что банк имеет право с согласия заемщика запросить его кредитную историю, но такое согласие не означает, что банк может добавить в кредитную историю запись о своем запросе. "Согласие, полученное пользователем кредитной истории, не является согласием заемщика на предоставление информации в бюро кредитных историй", - подчеркивается в сообщении ФСФР. При этом ведомство отмечает, что его позиция касается только новых кредитных историй, поскольку отсутствует установленный законом порядок аннулирования уже существующих историй.

ЦБ ЗА ПОПРАВКИ

В январе директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Рубен Амирьянц заявил, что для того, чтобы избежать фиктивного роста числа кредитных отчетов, необходимо скорректировать действующий закон.

ЧИТАТЬ: ЦБ России озвучил предложения по снижению рисков в потребкредитовании >>

В настоящее время доработкой законопроекта занимаются Минфин и Минэкономразвития при участии Банка России. Среди подготовленных поправок - передача в кредитные бюро данных о займах до 1 миллиона рублей автоматически, то есть без получения согласия заемщиков.

По данным Банка России, который ведет Центральный каталог кредитных историй, где хранятся их титульные части, на 1 января 2013 года в России действовало 26 бюро кредитных историй.

МНЕНИЯ БКИ

Генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин возражает доводам, которые приводит в своем письме ФСФР. По его словам, в законе содержится важное уточнение: кредитная история должна иметь сведения основной части, "если таковые имеются".

"Ни в отношении титульной, ни закрытой части подобного уточнения нет, то есть такие части имеются всегда. Также указана прямая обязанность бюро кредитных историй в течение одного рабочего дня отражать в кредитной истории соответствующего субъекта сведения, предусмотренные законом. Следовательно, если бюро кредитных историй не отразит данные о пользователе, сделавшем запрос, то оно, совершенно очевидно, нарушит закон", - сказал он агентству "Прайм".

ЧИТАТЬ: Российские заемщики все чаще предоставляют свои кредитные истории банкам Европы >>

По мнению Викулина, в случае отсутствия информации о запросах интересы клиентов будут ущемлены. Он отметил, что заемщики лишатся возможности узнавать о том, кто направлял запросы в отношении них, что может быть особенно важно в случаях кражи или утраты паспортов. "В этой ситуации своевременное выявление в кредитной истории запросов пользователей может помочь пресечь мошеннические действия и избежать длительных судебных разбирательств", - подчеркнул топ-менеджер.

Заместитель генерального директора БКИ "Эквифакс" Николай Бочаров солидарен с главой НБКИ. "На самом деле такие запросы, которые формируют кредитные бюро, очень важны. Для банка важно понимать, что клиент не просто имел кредиты, а насколько часто он обращается за кредитами. Такая информация говорит о своеобразном кредитном "голоде"", - отметил он.

Бочаров указал, что письмо ФСФР противоречит норме закона, которая обязывает БКИ вносить в дополнительную часть кредитной истории информацию о запросе со стороны потенциального кредитора. "Если кредитную историю формировать нельзя, то куда вносить эту информацию?", - задается вопросом замглавы "Эквифакс".

Директор юридического департамента Объединенного кредитного бюро Виктория Белых также указала на важность формирования кредитных историй без основной части. "Пустые" кредитные истории могут быть маячком для заемщиков в том случае, если клиент банка не делал запрос на кредит в конкретном кредитном учреждении, а в его кредитной истории такой запрос отражен. В этом случае необходима тщательная проверка, так как такая запись может свидетельствовать о мошеннической операции от имени заемщика", - пояснила Белых.

ЧИТАТЬ: Банк России образовал в центральном аппарате службу по финансовым рынкам >>

Обсудить
Рекомендуем