Фонды прямых инвестиций уходят от традиционной модели. Популярность сделок по мезонинному финансированию набирает обороты.
Евгений Алексеев, директор по управлению активами фондов прямых инвестиций ЗАО УК «РВМ Капитал»
Российский рынок прямых инвестиций в той или иной степени связан с мировым рынком как за счет интеграции российской экономики в глобальную экосистему, так и за счет присутствия иностранных игроков. Поэтому интересно проследить, какие тенденции российского рынка private equity являются отражением глобальной ситуации, а какие являются исключительной особенностью России.
После кризиса 2009 года традиционный бизнес прямых инвестиций так и не восстановился. Инвесторы стали с опаской относиться к вложениям в непубличные (а потому и неликвидные) активы, поэтому даже командам с подтвержденным track record стало гораздо сложнее закрывать новые фонды, не говоря уже о формировании абсолютно новых фондов.
Так исследование Preqin показало, что на глобальном уровне средний срок формирования фонда увеличился с 11,7 месяцев в 2007 году до 19,2 месяцев во 2 кв. 2013 года, при этом число закрытых/cформированных фондов сократилось до 154 во 2 квартале 2013 года против 375 во 2 квартале 2008 года.
Но трудности с фандрайзингом далеко не единственная проблема глобальных фондов прямых инвестиций. Основной сложностью является поиск привлекательных объектов инвестиций, обеспечивающих требуемый инвесторами баланс доходности и риска (следует отметить, что после кризиса инвесторы стали более чувствительны к риску). По данным Institutional Investors, на текущий момент глобальные фонды накопили около $350 млрд. наличности, которая так и не была прибыльно проинвестирована и будет возвращена обратно инвесторам.
Сложившаяся ситуация вынуждает глобальные фонды прямых инвестиций переходить от традиционных моделей бизнеса (cash for equity) к долговым и гибридным моделям (в частности мезонинной модели) финансирования проектов.
В апреле 2013 года канадский игрок рынка private equity Cordiant Capital объявил о запуске фонда объемом $250 млн. со специализацией по выдаче кредитов компаниям из развивающихся стран. Средний объем одного выданного кредита ожидается на уровне нескольких десятков миллионов долларов, ставка - LIBOR+350 базисных пунктов. Целесообразность запуска долгового фонда с нетрадиционной для private equity специализацией Cordiant объясняется снижением активности международных банков на развивающихся рынках из-за кризиса и новых требований по достаточности капитала. Ранее о создании фондов с такой же специализацией объявили другие крупные представители отрасли - американские Blackstone и KKR, а также фонд Olympus Capital, который планирует направить на кредитование азиатских компаний порядка €750 млн.
На российском рынке прямых инвестиций тенденция ухода от традиционной бизнес-модели находит свое отражение в росте популярности сделок по мезонинному финансированию[1].
Размер сформированного в 4 квартале 2012 года мезонинного фонда Hi Capital Mezz Fund II при первом закрытии составил $200 млн. (целевой размер фонда $500 млн.)
В феврале 2013 года фонд Volga River Growth (текущий размер фонда $135 млн., целевой размер фонда $250 млн., эксклюзивный консультант компания NRG) завершила сделку по мезонинному финансированию группы «АТОН» (украинского производителя теплотехнического оборудования).
Интерес финансовых структур к гибридному финансированию подтверждается и информацией о том, что Sberbank Merchant Banking (Департамент собственных инвестиций Sberbank CIB) собирается увеличить активы под управлением с $0,5 млрд. до $3-4 млрд. в ближайшие 5 лет. При этом одним из основных инструментов для заработка станет организация мезонинного финансирования. В дальнейшем Sberbank Merchant Banking планирует привлекать внешних инвесторов, включая российских и иностранных институциональных инвесторов. Эффективность данной стратегии подтвердила недавняя сделка (формально сделка была закрыта в середине марта 2013 года) по покупке O1 Properties бизнес-центра «Белая площадь» у консорциума, созданного американским девелопером AIG/Lincoln, «ВТБ Капитал» и TPG Holdings.
В рамках данной сделки Sberbank CIB оказал O1 Properties консалтинговые услуги, организовал получение кредита в Сбербанке на приобретение бизнес-центра «Белая площадь» (порядка 800 млн. руб.). Одновременно Sberbank Merchant Banking приобрел 33% привилегированных конвертируемых акций в проектной компании.