Экономика

СП: эксперты обсудили проекты заключений Счетной палаты на госпрограммы "промышленного блока"

Читать на сайте 1prime.ru

20 августа с. г. в Счетной палате под руководством заместителя Председателя Счетной палаты Валерия Горегляда прошло совещание, посвященное подготовке заключений контрольного органа на проекты Государственных программ Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Энергоэффективность и развитие энергетики», «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», «Развитие судостроения на 2013-2020 годы», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы», «Развитие транспортной системы». Контроль за исполнением данных программ осуществляет направление деятельности Счетной палаты, возглавляемое аудитором Сергеем Рябухиным.

«Государственные программы, - подчеркнул, открывая совещание, Валерий Горегляд, - как новый для нашей страны инструмент программно-целевого бюджетирования впервые включены в проект закона о федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Новая процедура рассмотрения бюджетного законопроекта в Государственной Думе предполагает не только подготовку Счетной палатой заключения на этот документ, но и доклады аудиторов по курируемым ими отраслевым блокам расходов федерального бюджета. Доклады эти, в свою очередь, будут базироваться на экспертизе профильных госпрограмм, реализация которых начнется в будущем году. Приступая к их анализу, Счетная палата по сложившейся традиции привлекает к этой работе представителей экспертного сообщества».

По мнению участвовавшего в совещании начальника инспекции Счетной палаты Сергея Орлова, госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» с высокой долей вероятности столкнется с риском недофинансирования, так как 93,5% его объема, по замыслу Минпромторга России, должны быть привлечены из внебюджетных источников. Ряд ее подпрограмм, указал представитель Счетной палаты, заведомо нереализуемы: соответствующие предприятия находятся в стадии банкротства, производства остановлены, производственные коллективы практически перестали существовать. На фоне выпадения целых классов номенклатуры машиностроительной продукции страна потеряла также целый ряд ключевых компетенций и технологий, констатировал Сергей Орлов. По его мнению, следует сконцентрировать ограниченные бюджетные ресурсы на реализации 1-2 стратегически важных подпрограмм, которые сыграют роль локомотива для машиностроительного сектора и развития элементной базы; в противном случае, считает он, реализация госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» сведется к бессмысленному с точки зрения интересов страны освоению федеральных средств.

В госпрограмме есть амбициозные задачи, выраженные в относительных цифрах и контрольных событиях, отметил заместитель генерального директора ОАО «Межведомственный аналитический центр» Юрий Симачев, но нет ни понимания, где место нашей страны на конкретных рынках, ни мониторинговых целевых показателей, ни внятных сценариев, которые бы учитывали риски реализации конкретных подпрограмм и предусматривали перераспределение ресурсов между ними.

Сергей Недорослев, председатель совета директоров Группы «Каскол», член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, назвал слабым местом госпрограммы отсутствие в ней целевых показателей улучшения структуры высокотехнологичных индустрий, а равно и корреляции ее программных мероприятий со структурной ситуацией в промышленности. «В экономиках других стран G8 большая доля добавленной стоимости производится не в компаниях-гигантах, а на малых и средних высокотехнологичных предприятиях», - отметил он.

Госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики», отметил Сергей Орлов, не дает ответа на вопрос, как средствами госрегулирования мотивировать генерирующие и сбытовые компании, во-первых, на инвестиции в обновление мощностей, износ которых составляет 68-72%; во-вторых, на подготовку специалистов в сфере энергоберегающих технологий и энергетического аудита. «Вновь вводимые трансформаторные станции недозагружены, - подчеркнул он, - а заемные средства, истраченные на их строительство, «отбиваются» операторами рынка за счет бесконтрольного роста тарифов».

Как отметил советник генерального директора ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» Максим Довгялло, госпрограмма не предусматривает ни налоговых стимулов энергосбережения, ни госгарантий на энергосберегающие проекты. Кроме того, она не затрагивает даже проблему износа теплосетей: «Из-за аварий на теплосетях консолидированный бюджет страны теряет ежегодно 50 млрд. руб.», - подчеркнул эксперт.

Текст Госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», размещенной в настоящее время на сайте Минпромторга России, отметила главный инспектор Счетной палаты Ирина Ермолаева, существенным образом отличается от той, что была размещена ранее - в срок, установленный Распоряжением Правительства Российской Федерации №2509-р от 24 декабря 2012 года. Однако официальная информации Минпромторга России о внесении изменений в текст госпрограммы отсутствует. «Порядок официального развернутого опубликования текстов госпрограмм в составе распоряжений об их утверждении и внесения в них оперативных изменений должен быть, наконец, приведен в соответствие с ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», - подчеркнула представитель Счетной палаты. Кроме того, отметила Ирина Ермолаева, госпрограмма в части планируемого сокращения рабочих мест в отрасли входит в противоречие с Указом Президента от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (он предусматривает модернизацию и создание 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест).

Руководитель СКБ МГТУ ГА Игорь Никитин указал на отсутствие в указанной госпрограмме адекватных спросу расходов на проектирование самолетов малой авиации. «Эта подотрасль также смогла бы сыграть роль локомотива для всей авиационной промышленности», - считает эксперт. Генеральный конструктор ОАО «Климов» Алексей Григорьев, в свою очередь, отметил, что «госпрограмма, к сожалению, ориентируется на производство монопродуктов почти во всех секторах авиарынка». По его мнению, госпрограмма также предполагает неоправданно высокую концентрацию финансирования на НИОКР, причем без четко описанных ожидаемых результатов. Столь же неоправданной, на его взгляд, выглядит планируемая Государственной корпорацией «Ростех» концентрация авиационного двигателестроения на одном из региональных предприятий.

Остальные три рассмотренных на совещании госпрограммы, констатировали представители Счетной палаты и приглашенные эксперты, также имеют многочисленные недостатки. Это, во-первых, несоответствие некоторых программ нормативным требованиям Правительства Российской Федерации по их структуре и содержанию; во-вторых, отсутствие обоснованных сценариев реализации программных мероприятий с учетом макроэкономических, бюджетных и рыночно-конъюнктурных рисков; в-третьих, отсутствие среди соисполнителей госпрограмм ключевых заинтересованных ведомств, что способствует размыванию ответственности за их выполнение; в-четвертых, невысокое качество проработки системы целевых показателей и критериев оценки исполнения госпрограмм; в-пятых, явно несбалансированное финансирование различных звеньев единой технологической цепочки производства стратегической продукции, из-за чего ставящаяся разработчиками задача обеспечить страну такой продукцией: от военных кораблей до электронной элементной базы авиатехники и космических аппаратов, - представляется в некоторых случаях заведомо невыполнимой.

Подводя итог обсуждению, Валерий Горегляд пояснил, что отдельные недостатки проектов госпрограмм обусловлены переходным периодом в системе бюджетной политики. «Но в целом, - подчеркнул он, - разработка этих новых механизмов управления государственными ресурсами несет в себе огромный позитив и выводит бюджетное управление на качественно новый уровень». Зампред Счетной палаты отметил, что подготовленные Правительством проекты госпрограмм в основном соответствуют утвержденным научно-методологическим рекомендациям. Он выразил убеждение, что реализация госпрограмм будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов и социально-экономическому развитию страны.

Предложения экспертов, подчеркнул, завершая совещание, Валерий Горегляд, будут обязательно учтены при подготовке докладов аудиторов Счетной палаты по профильным направлениям проекта федерального бюджета.

Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации

21 августа 2013 года

 

Обсудить
Рекомендуем