Северный морской путь освободился ото льдов и ждет «Вечную жизнь»

Читать на сайте 1prime.ru

МОСКВА, 21 авг - Прайм. Переход китайского судна Yong Sheng («Вечная жизнь»), который станет первым в истории контейнеровозом перешедшим из Китая в Европу через Арктику, может стать знаковым событием в истории международных морских перевозок, пишет The Wall Street Journal (WSJ).

Северный морской путь (СМП) из восточного полушария в западное короче южного маршрута, пролегающего через Суэцкий канал и Гибралтар, на 2400 морских миль.19000-тонный Yong Sheng, оператором которого является государственная Cosco Group, вышел из порта Далянь 8 августа и планирует достичь Роттердама к 11 сентября. Время в пути составит порядка 35 дней, что на две недели меньше чем по южному маршруту.

Китайские СМИ уже называют СМП "наиболее экономичным решением" для доставки грузов из Китая в Европу, а в Cosco сообщили о намерении в будущем перевозить по нему грузы «в значительных объемах».

Из-за потепления климата навигационное окно СМП существенно расширилось. Это привлекло внимание перевозчиков, о чем говорит статистика российской госкомпании «Администрация Северного морского пути», выдающего разрешения на прохождения судов в российских территориальных водах. Эти летом выдано уже 393 разрешения по сравнению с 46 в прошлом году и всего четырьмя в 2010 году.

ЧИТАТЬ: Количество рейсов по Северному морскому пути выросло почти в пять раз >>

Такой рост количества заявок связан с освобождением прохода ото льда и отсутствием необходимости в применении ледоколов, что снижает издержки операторов и время в пути.

«Лучшие месяцы это сентябрь и октябрь, когда на протяжении всего маршрута почти нет льда", - рассказал WSJ руководитель информационного бюро СМП Сергей Балмасов. Он с оптимизмом смотрит на перспективы СМП, но отмечает, что климат непредсказуем и, в случае понижения температуры "маршрут станет непроходим без применения ледокольных судов".

Именно капризы природы «оставляют вопросы» и по мнению греческого судовладельца, чьи суда зафрахтованы рядом китайских компаний, торгующих с Европой: "Окна для прохода судов коротки, и, если лед образуется неожиданно, нашему клиенту придется ждать, а наши расходы будут стремительно расти за счет найма ледокола. Но, если потепление продолжится, маршрут станет очень востребован".

В продолжении потепления не сомневается еще один собеседник WSJ, директор центра по изучения климата в Колорадо, Марк Серрезе: "Я не удивлюсь, если в ближайшие 20 лет мы увидим, как льда не будет на протяжении всего лета. Именно с этим связано воодушевление судоходных компаний".

В то же время, как отмечают эксперты, потребуются годы, чтобы определить, будет ли использование СМП коммерчески оправданно.

Исполнительный директор Центра морского анализа SeaIntel Ларс Йенсен, отмечает, что судовладельцы много вкладывали в последнее время в строительство крупных судов, которые не подходят для навигации в Арктике, а экономия при их эксплуатации может превысить выгоды от сокращения времени в пути при выборе СМП.

По оценке английского журнала о судоходстве Lloyd's Lis в 2021 году около 15 млн тонн грузов будут перевозиться через СМП, что является очень малой долей от объема в 900 млн тонн, перевезенных по южному пути в этом году.

Морские перевозки по маршруту Азия - Европа составляют 15% от общего объема и Китай не скрывает своей заинтересованности в присутствии в Арктике. В мае Пекин получил статус "постоянного наблюдателя" в Арктическом Совете, который состоит из восьми стран, располагающих территориями в арктическом регионе.

Сейчас на трассах Северного морского пути работают 5 атомных ледоколов. Власти России планируют пополнить флот еще тремя - головной  должен быть введен в эксплуатацию не позднее 2017 года, первый и второй серийные - в 2019 и 2020 годах соответственно.

ЧИТАТЬ: Правительство России выделит деньги на строительство двух атомных ледоколов>>

Обсудить
Рекомендуем